19 января 2007 г.
Проблема несанкционированных врезок в магистральные трубопроводы по-прежнему остается для Самарской области одной из самых актуальных. Нефтяные компании терпят убытки, а расхитителей национального достояния из-за несовершенства законодательства не могут привлечь к ответственности. В то же время постоянные разливы нефти для губернии уже стали стандартным экологическим бедствием.
Самарская область является крупным транспортным узлом не только в узкодорожном смысле. По территории региона протянуты многотысячные локальные и магистральные трубопроводы. В основном это газо- и нефтепроводы. Последние могут принадлежать нефтедобывающим компаниям, таким как «Самаранефтегаз» и «Самара-Нафта», и нефтетранспортным, например, «Транснефть». Местная дочка «Транснефти», «Приволжскнефтепровод», эксплуатирует около 2200 км нефтепроводов.
На днях около 500 тонн нефтесодержащей жидкости вылилось из поврежденного нефтепровода, принадлежащего "Самаранефтегазу". Как пишет samara.ru, инцидент произошел в двух километрах от села Алексеевка. По предварительным данным, причиной разлива стала несанкционированная врезка в нефтепровод. Однако такие врезки и аварии на трубопроводах добывающих нефтяных компаний несравнимы по масштабам и частоте со случаями на магистральных участках.
В 2006 году только в Самарской области на объектах «Приволжскнефтепровода» выявлено 161 несанкционированная врезка в магистральные нефтепроводы (+ 8 хищений нефти из технологических устройств), рассказал Репортеру руководитель службы по связям с общественностью и СМИ Роман Ярулин. В 2005 году врезок было 196. По состоянию на 8 апреля несанкционированных врезок на территории Самарской области выявлено 27 случаев (в 2006 году на этот же период приходилось 38 врезок). Сегодня из всех шести регионов, где расположены объекты «Приволжскнефтепровода», именно Самарская область выделяется и количеством преступных посягательств на магистральные нефтепроводы, и количеством организованных групп, специализирующихся на этом незаконном промысле. Что касается экологических катастроф – то в прошлом году на объектах «Приволжскнефтепровода» произошла одна авария – в Большеглушицком районе на подводном переходе через реку Большой Иргиз магистрального нефтепровода «Гурьев-Куйбышев». В очередной раз причиной аварии стала несанкционированная криминальная врезка в нефтепровод.
С другой стороны, разливы нефти, что иногда случаются на областных нефтепроводах, могут быть связаны с их изношенностью и неудовлетворительным состоянием. Но, по словам господина Ярулина, все используемые магистрали аттестованы и соответствуют международным стандартам. По его словам, «Приволжскнефтепровод» внедрил дорогостоящую методику внутренней диагностики труб, которая заключается в движении по всей длине трубы специального оборудования, проверяющего рабочие параметры магистрали. Аварийность самарских трубопроводов ниже аналогичных европейских. В последние годы в регионе не создаются новые нефтяные магистрали.
По словам господина Ярулина, преступные группы, осуществляющие врезки, действуют по отлаженной схеме. К участку трубопровода подъезжают 5-6 нефтевозов, мошенники врезаются в трубу и начинают слив нефти. На это обычно уходит около часа. В этот момент сотрудникам милиции и собственной безопасности предприятия нужно успеть приехать на место врезки и застать преступников во время слива, иначе привлечь их к ответственности будет крайне тяжело. Тут есть две трудности: отсутствие разрешения на ношение огнестрельного оружия у нефтяников и несовершенство Уголовного кодекса в части ответственности за кражу нефти. Обе проблемы сейчас решаются в Госдуме.
Поправки в Законы «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и «Об оружии» в случае их принятия дадут право получать во временное пользование в органах внутренних дел и использовать служебное оружие и специальные средства для обеспечения сохранности продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд, и охраны объектов ее добычи, переработки, хранения и транспортирования, а также для обеспечения сохранности иного имущества, необходимого для выполнения государственных контрактов, в том числе при его транспортировании. Причем реализация законопроекта, отмечается в пояснительной записке к документу, будет финансироваться за счет дочерних обществ ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «Газпром» и не потребует средств из федерального бюджета.
Эта законодательная инициатива важна тем, что предусматривает применение служебного оружия не только при исполнении служебных обязанностей, но и в целях самообороны. По мнению нефтяников, выполнение этих задач частными охранными предприятиями не может быть эффективным в силу целого ряда причин. В «Транснефти» считают, что принятие предложенного законопроекта поможет укрепить безопасность сотрудников, еще лучше обеспечивать охрану административных объектов и магистралей от преступных посягательств.
Рост числа краж нефти обуславливается их экономической выгодой, так как нефтебазы, нефтехранилища и другие объекты хранения и переработки нефти скупают ее у всех продавцов, в том числе и краденную из магистральных нефтепроводов (на территории Самарской области имеется более 20 таких пунктов). «Легкая нажива» привлекает преступников, хищениями нефти из магистральных нефтепроводов занимаются около трех десятков преступных группировок, насчитывающих в своих рядах едва ли не две сотни активных членов. Преступники при совершении хищений нефти применяют самую современную технику, автотранспорт, мобильную связь, радиостанции, сканеры и др. Ведут постоянное наружное наблюдение за передвижением наших мобильных и технических групп. Для сокрытия следов преступлений используют передовые методы маскировки, в том числе и изготовление отводов протяженностью до нескольких километров. Сотрудники службы безопасности сталкиваются с многочисленными попытками криминальных группировок путем подкупа, шантажа, угроз и вооруженных нападений воспрепятствовать активной защите нефтепроводов. В течение 2005 года имелись факты нанесения тяжких телесных повреждений, имущественного ущерба сотрудникам службы безопасности и даже попытки убийства, о чем сообщалось в региональных средствах массовой информации. В «Приволжскнефтепроводе» введен в практику непрерывный автоматизированный контроль падений давления на линейной части магистральных нефтепроводов. При этом все отклонения параметров от установившихся значений, не связанные с технологией, расцениваются как возможный несанкционированный отбор нефти с оперативным выездом мобильных групп на установленный участок нефтепровода и проведением необходимых мероприятий.
Сейчас автомашины, задержанные на месте врезки и хищения, как правило, отпускаются. Водитель говорит, что его наняли для перевозки, о хищении он знать ничего не знает, что там заливают, - он не ведает. Автомобиль, оказывается, арендован через третьи руки. Приезжает хозяин, пишет заявление, и его возвращают. Однако в случае принятия поправок в Уголовный кодекс РФ самим преступникам и их пособникам будут грозить реальные сроки. Поправки как в законы об оружии, так и в УК ожидаются в этом году.
Главные трубы области (СПРАВКА):
В регионе представлены все виды трубопроводного транспорта. По территории региона проходят как магистральные, так и технологические трубопроводы. Такое разнообразие и многообразие объясняется географическим положением губернии, развитым топливно-энергетическим комплексом, наличием предприятий химии и нефтехимии. И, по словам специалистов, на каждый квадратный километр территории Самарской области - а всего их 53 тысячи - приходится километр трубопроводной системы. На долю ОАО "Приволжскнефтепровод" приходится более 2 тыс. километров магистральных трубопроводов, проходящих по территории Самарской области. В структуру этой дочерней компании АК "Транснефть" входят: линейная производственно-диспетчерская станция "Самара", мощный транспортный узел, куда сходятся трубопроводы с нефтью Татарстана, Оренбуржья, Самары, Западной Сибири и Казахстана и откуда берут начало экспортные магистральные нефтепроводы "Куйбышев-Лисичанск" и "Куйбышев-Тихорецк", питающие НПЗ Самарской, Саратовской и Волгоградской областей. По объему резервуарного парка (1,2 млн куб. м), комплекс занимает 2-е место в Европе. Нефтепровод "Дружба" также входит в систему АК "Транснефть", но длина самарского участка, в отличие от "Приволжскнефтепровода", гораздо меньше - около 500 километров. "Юго-Запад Транснефтепродукт", занимающийся транспортировкой светлых нефтепродуктов, имеет на территории губернии порядка 5,6 тыс. километров магистральных трубопроводов, а также 1,5 - распределительных, соединяющихся с нефтебазами. Самая крупная нефтедобывающая компания, дочернее предприятие ЮКОСа - ОАО "Самаранефтегаз", – эксплуатирует более 12 тыс. километров промысловых трубопроводов. У ООО "Самаратрансгаз", представительства "Газпрома", - более 1,6 тыс. километров магистральных газопроводов и около 1,5 тыс. километров - соединительных.
Источник: РИА "Самара"