19 января 2007 г.
В последние несколько лет экономика в России начала постепенно оживать. Вместе с ней увеличивается спрос и на грузовые перевозки. Эту тенденцию, естественно, заметило и правительство РФ, которое инициировало сразу несколько проектов, призванных реанимировать транспортные отрасли страны: авиацию, ж/д перевозки и судостроение.
Причем проблема дефицита пассажирских и грузовых судов сегодня в России стоит особенно остро. И Cамарская область здесь не исключение. Нехватка подвижного состава остается главной головной болью руководства Самарского речного порта. И это несмотря на то, что сегодня предприятие работает с прибылью. О том, как СРП удается выживать в рыночных условиях, поддерживать парк судов в рабочем состоянии и оставаться на плаву в прямом и переносном смысле, Репортеру рассказал генеральный директор Самарского речного порта Вячеслав Станотин.
- В этом году навигация началась раньше обычного. Волга освободилась ото льда уже в конце марта. Были готовы к такому "подарку природы"?
- Да. Зима была теплая, и мы прогнозировали раннее начало навигации. Сейчас уже открыты переправы на Рождествено и Проран, пущен грузовой паром на спуске Шмидта. Практически все пристани работают. Одновременно с этим мы на полную мощность открыли и карьеры по добыче песка. Честно говоря, думали, что Волга вскроется еще раньше, поэтому можно сказать, что непривычно ранняя навигация была плановой. А готовиться к ней мы начали еще прошлой осенью. На ремонт техники руководство СРП совместно с основным акционером, ГК "RBE", выделило более 20 млн рублей. В итоге за зиму нам удалось отремонтировать 7 судов различного типа. Пассажирский "омик", два толкача типа "Волгарь", очистительное судно, несамоходные транспортные баржи. Всего парк СРП насчитывает около 100 судов. Кстати, у нас есть и два судна ледокольного типа, которые перед началом навигации расчищают заходы в р. Самару и Воложки. Вскрыть метровый лед на основном русле Волги они, конечно, не в состоянии, но какие-то локальные работы могут выполнить.
- А как вы можете оценить состояние парка судов порта?
- Я уже говорил, что сейчас у нас около 100 судов. Техника, к сожалению, не новая, с долгим сроком эксплуатации. Новые же суда стоят дорого, и я считаю, что ни одно акционерное общество самостоятельно, без участия в какой-то государственной программе, приобрести их не может. Поэтому мы стараемся свой парк держать в рабочем состоянии. Делаем текущий ремонт, своевременно капремонт, меняем обшивку и т.д.
- И во сколько раз затраты на ремонт ниже, чем на покупку новых судов?
- Трудно однозначно оценить. Новое судно стоит не меньше 20 млн рублей. К тому же старые отечественные верфи, которые выпускали гражданские суда, сейчас не работают, а новые создаются на базе военных заводов, и нужно время, чтобы их перепрофилировать. Есть надежда на новый госпроект по возрождению судостроения. Парк судов нужно практически полностью обновлять. Особенно пассажирский. У нас по Волге сейчас ходят теплоходы, которые очень давно сошли на воду.
Танкеры мы не берем. Это отдельная тема, поскольку у нефтефлота есть деньги, и компании могут купить танкеры за границей.
Если вернуться к нашему порту, то СРП, благодаря усилиям профессионального и слаженного коллектива, удалось сохранить свое лицо и все то, что можно было сохранить. И это несмотря на довольно частую смену собственников.
- А почему не было развития порта? Ведь собственники приходили с деньгами и большими планами.
Татьяна КОНДРАТЬЕВА, Зафира ТАНАТАРОВА