19 января 2007 г.
МП "Самараинформресурс" совместно с администрацией города разработал принципиально новую схему размещения рекламных конструкций в Самаре и уже в апреле представит ее Самарской городской думе. Рынок замер в ожидании презентации, поскольку с ноября 2006 года представители рекламного бизнеса не получили ни одного разрешения на установку рекламных носителей. Руководитель МП Алексей Офицеров в интервью Репортеру рассказал о том, что этот документ, по сути, ударит по черному рынку рекламы Самары. Кроме того, господин Офицеров определил основных игроков рынка наружной рекламы, а также сказал, почему не боится потерять пост главы МП "Самараинформресурс".
"Процесс выдачи разрешений на установку конструкций по моей инициативе был приостановлен"
- Как рекламное сообщество восприняло ваше назначение на пост руководителя МП "Самараинформресурс", ведь вы являетесь выходцем из Группы "СОК", которая имеет свои интересы на рынке наружной рекламы?
- Во-первых, интересы Группы на рынке наружной рекламы всегда были достаточно скромными и представлены всего 20-ю щитами. Причем они были установлены еще "в начале века" - при Буравкине и Сысуеве, поэтому рассматривать "СОК" как серьезного игрока рынка наружной рекламы нельзя. А то, что я ранее был вице-президентом "СОКа" и вдруг стал регламентировать рынок "наружки", рекламное сообщество восприняло нормально. Для того, чтобы изменить ситуацию в этой сфере, нужен решительный подход. И неважно, кто его осуществляет - выходец из группы "СОК", или из какой-либо другой компании. Я работаю на рынке рекламы с 1991 года, поэтому с точки зрения профессионализма, думаю, не вызываю сомнений у игроков.
- Существует устойчивое мнение, что сейчас рынок наружной рекламы Самары по большей части остается теневым, на нем царит хаос и коррупция. Это действительно так? Не вызвало ли у вас это шок при ближайшем ознакомлении?
- Да, это действительно так. Естественно, я знаю о том, что происходит на рынке, и сложившаяся ситуация шока у меня не вызвала. Могу откровенно сказать, что после назначения на должность руководителя МП я поехал в столицу набираться опыта: познакомился с господином Макаровым - руководителем комитета по рекламе, информации и оформлению Москвы при правительстве города, он же возглавляет рекламную ассоциацию муниципальных образований (РАМО), куда входит и Самара. В этой ассоциации собраны муниципалитеты, регламентирующие рынок рекламы на своих территориях. Эта структура помогла нам своей юридической базой.
- Как в правительстве Москвы оценили рынок Самары?
- Они охарактеризовали его как единственный в стране сильно перегруженный "наружкой".
- Была ли проведена МП "Самараинформресурс" инвентаризация рекламных носителей?
- Да, мы закончили ее в феврале. Выяснилось, что отдельно стоящих конструкций в городе всего около 3 тысяч, из них 2,5 тысячи - формата 3 на 6. 329 конструкций из них установлены незаконно. И вы знаете, в этой связи заявление Дмитрия Сивиркина о том, что некая аффилированная группа сносит рекламные щиты, выглядит, мягко говоря, непонятно. Дело в том, что МП "Самараинформресурс" демонтирует только "незаконники" - те конструкции, которые никогда не имели разрешительной документации. Так что Сивиркин, видимо, говорил как раз о "черных", незаконно установленных конструкциях.
- А сколько щитов было демонтировано с момента вашего прихода в МУП?
- Мы сделали за это время колоссальное количество сносов. Только за март мы демонтировали 54 из 340 незаконных щитов. Причем демонтаж такими темпами осуществляется впервые за многие годы.
- А насколько это болезненный процесс?
- Весьма болезненный, так как для многих "наружка" является кровным бизнесом, обычно такие предприниматели не афишируют своих доходов, но, как правило, крупные игроки - это игроки аффилированные и, естественно, имеют рычаги для лоббирования своих интересов. И у них есть как законно установленные конструкции, так и незаконно.
- Кто сейчас выдает разрешения на установку рекламных конструкций?
- Департамент по архитектуре и строительству администрации города.
- Тогда каковы функции вашего МУПа, каким образом он влияет на рынок наружной рекламы?
- Я не имею права выдавать разрешение на установку, но наш МУП может проводить торги, осуществлять демонтаж. И депутаты Самарской гордумы это подтвердили и одобрили в правилах о наружной рекламе.
- А сколько было выдано разрешений на установку щитов с момента вашего прихода в МП?
- Нисколько. Этот процесс по моей инициативе был приостановлен, и была создана рабочая группа, которая занимается разработкой генеральной схемы размещения рекламных конструкций в Самаре. А пока она не готова, какой смысл выдавать разрешения?
- То есть рынок замер в ожидании новой схемы?
- Да, рынок действительно замер, потому что у многих игроков заканчивается срок разрешений, а новых мы пока не выдаем.
- По сути, вы пытаетесь установить новые правила игры. Тогда как в период правления городом Георгия Лиманского их, по сути, не было...
- Правила были и как раз очень четкие: заноси определенную сумму и устанавливай рекламную конструкцию. Вследствие такого подхода развивались частные компании, аффилированные к горадминистрации.
- Это можно назвать переделом рекламного рынка в сторону фирм, близких к администрации города?
- Скорее, это было началом хаоса. Конечно же, наметился и передел, другое дело, что его можно было сделать красиво.
- Каким образом?
- Ну, например, упорядочить рынок. А вместо этого получилось, что система взяточничества развилась до огромных размеров, что привело к нагромождению рекламных конструкций, вследствие чего рынок выплеснулся. Причем, в этом были задействованы не только городские власти, но и ГАИ, поскольку департамент по архитектуре и строительству выдавал разрешение на установку конструкций только с согласия ГАИ. То есть это коррупционная система охватывала весь город, но никакой выгоды муниципалитет от установки рекламных носителей не получал.
- А как себя вели в тот период московские рекламные компании?
- Московские сети, у которых не существует графы "расходы на взятки", просто приостановили свою деятельность, потому что поняли - корзинка должна переполниться. Что, в принципе и произошло.
- А какова упущенная выгода для муниципальной казны?
- Я думаю, она исчисляется миллионами рублей.
"Схема не вызывает нареканий мэра"
- В одном из интервью вы говорили о том, что прежняя администрация перевела рынок "наружки" в "серую" схему, удалось ли его вывести на "белую" схему?
- Мы ведем такую работу, и она подходит к завершению. Была создана рабочая группа, в которую вошли представители департамента имущества и департамента архитектуры строительства, главный архитектор города Андрей Смирнов, главный художник Вадим Корабельников, а также Сергей Мак. Активно в эту работу включился Сергей Бахчев - он все схватывает на лету, и уже внес свои коррективы. Так вот, эта рабочая группа занимается, как я уже говорил, разработкой генеральной схемы размещения рекламных конструкций в Самаре. Поначалу у нас было много споров, но сейчас мы уже пришли к единому мнению. По факту, это документ, который калькой накладывается на градостроительный план и регламентирует количество рекламных носителей в городе. Скоро он будет представлен для утверждения в городскую думу.
- Когда это произойдет?
- Мы планируем закончить эту работу в апреле. Я думаю, что этот документ будет утвержден даже раньше, чем градостроительный план Самары. Потому что тот будет обсуждаться долго, в нем много противоречий, а здесь их, по сути, нет.
- Это именно та схема по структурированию рынка наружной рекламы, которую вы должны были представить на этой неделе Виктору Тархову?
- Да.
- И как он оценивает вас и вашу работу?
- На мой взгляд, он оценивает меня конструктивно, жестко спрашивает с меня результаты. В целом у нас с ним отличные отношения. Он понимает, куда двигается город. Что касается схемы, то пока никаких нареканий у мэра она не вызывает.
- А сколько будет рекламных щитов в Самаре, согласно этой схеме?
- 2,5 тысячи - столько же, сколько и сейчас. Но они будут разнесены между собой, уведены от основных транспортных развязок, перекрестков, будут убраны конструкции, нависающие над проезжей частью. Количество конструкций останется прежним, но они не будут раздражать глаз - рынок будет упорядочен. Сохранится на том же уровне и количество перетягов, их также будет порядка 300 штук, только сейчас они находятся на опорах Горсвета и ТТУ, а мы планируем увести их на отдельно стоящие конструкции.
- А в этом есть необходимость?
- Да. Ведь перетяги, по сути, разрушают опоры: ветровая нагрузка, парусность расшатывает их. Ведь если люстру дома постоянно раскачивать - она рухнет, так и здесь. Изначально столбы не были предназначены для перетягов. Правда, все деньги, полученные от размещения перетягов, направляются на программу развития МП "Горсвет" и мы в несколько раз подняли расценки на опоры.
- Но изначально вы отказывались повышать цены, хотя этот процесс инициировал замглавы города Дмитрий Азаров?
- До того момента, как Азаров заявил об этом, мы уже подняли расценки в три раза - до 1750 рублей за опору. Потом Азаров начал говорить о повышении цен. Мы их подняли еще до 2,5 тысяч. Хотя в скором времени мы и уйдем с этих опор на отдельно стоящие конструкции.
- Если возвращаться к разрабатываемой вами схеме, то можно ли утверждать, что она ударит прежде всего по игрокам, которые привыкли зарабатывать на "черных", незаконных щитах?
- Конечно. И они это прекрасно понимают. Все ждут, присматриваются, что сделает МП "Самараинформресурс". Фактически мы приводим рынок в состоянии 2003 года, когда город получал огромные деньги от рекламы, но для этого надо зачистить "незаконников", нужно устоять от напора рекламщиков, которые будут переживать, попадет или не попадет их щит в эту схему.
- То есть между игроками, которые захотят законно установить щиты, согласно новой схеме, развернется борьба за наиболее выгодное месторасположение. Как будут регулироваться их запросы?
- Будет введено зонирование, затем - сформированы лоты, проведены торги, и все доходы от них пойдут в муниципальный бюджет.
"К концу 2007 года мы выйдем на весьма ощутимые объемы"
- Сколько заработал МП "Самараинформресурс" за первый квартал 2007 года?
- Налогов за 1 квартал мы собрали много, только с ЕНВД мы получили 2,5 млн. рублей. Горсвет заработал в результате нашей деятельности 1,5 млн. рублей - это больше, чем в 2006 году. К концу 2007 года мы выйдем на весьма ощутимые объемы, если, конечно, нам не будут мешать чиновники, не заинтересованные в результативности.
- А как складываются ваши отношения с первыми лицами города? Ведь вы часто высказываете мнение, противоречащее их позиции...
- Я пришел из бизнеса, где важен результат. В данном случае результат - это собираемость денег, регламентация рынка. И мы над этим работаем. В то же время я не являюсь опытным чиновником, и, возможно, кто-то более опытный грамотно и в нужном свете преподнесет какой-то документ или выставит ситуацию в нужном ему свете, например, на совещании в администрации города ....
- Вы с этим сталкиваетесь?
- Я с этим сталкиваюсь с самого начала, и поэтому отношения с первыми лицами города выстраиваются, в том числе, и через мое жесткое позиционирование - по-другому вернуть этот рынок в плюс для города невозможно. Понимаете, внутри администрации города есть масса течений - тогда как в бизнесе этого нет. Это управление другого масштаба, это другая система отношений - и для меня все это в новинку. Поэтому может быть те противоречия, в которые мы вступаем с рядом чиновников, просто-напросто отпадут через какое-то время.
- Притретесь?
- Они притрутся. Меня сколько угодно можно называть "соковцем", но результат к концу года будет. И он будет замечательным.
- Насколько?
- На согласительной комиссии я задал вопрос замглаве города: каков доход города от рекламы за 2006 год? Ответа я не получил. Финансовое управление города тоже говорит: "мы не знаем, сколько в 2006 году Самара заработала от рекламы, но ты, Офицеров, должен быть эффективным и мы думаем, что ты должен заработать для города 250 млн рублей".
- А каково финансовое обоснование этой цифры?
- На самом деле этого финансового обоснования нет.
- В декабре 2005 года Самарская городская дума резко повысила ЕНВД для рекламных конструкций, будет ли он снижен?
- ЕНВД задран до предела, и я уверен, что департамент экономического развития прислушается к моему мнению и поймет, что ЕНВД завышен. Сейчас К2 за перетяги - 1, здесь коэффициент надо снижать до 0,5. На щиты - К2=0,5, надо уменьшать до 0,2. Тогда всем будет выгодно платить налоги, а не оптимизировать их. Я пока не понимаю, почему меня не слышит департамент, возможно, опасаются, что рухнет рынок. Но я все-таки надеюсь, что власти города конструктивно подойдут к моему предложению по снижению ЕНВД.
"Основная борьба за мое кресло развернется после того, как рынок будет регламентирован"
- Некоторое время назад в СМИ была распространена информация о том, что вас уходят и на ваше место якобы претендует Александр Князев. Вы тогда заявили, что все это провокация. Кому выгодна эта провокация, и с какой целью она была осуществлена?
- Рынок наружной рекламы нуждается в регламентации, а это - дело трудное, и пока эта работа не завершена, в этом кресле вряд ли кто-то заинтересован. Хотя я не сомневаюсь в том, что какой-либо аффилированной группе, владеющей рекламными конструкциями, очень бы хотелось посадить своего человека на это место. А Князев самый крупный игрок на рынке наружной рекламы, у него порядка 10-12%. Поэтому интерес к этому креслу со стороны "Капитала" присутствует стабильно, они держат руку на пульсе. Бизнес этой компании возник во времена правления Георгия Сергеевича Лиманского и существует во времена нового мэра. Так что думаю, заинтересованность в этом кресле у Князева есть.
- Обозначьте самых крупных игроков на рынке наружной рекламы.
- Это Группа "Капитал", а также трансконтинентальные сети - "Ньюс", "Гэлэри".
- Вы ничего не имеете против присутствия на рынке федеральных и международных игроков?
- Я ничего не имею против московских игроков - как правило, они платят все налоги, социально ответственны, следят за своим бизнесом в отличие от мелких игроков. Так что с экономической точки зрения это выгодно. С другой стороны, покупка со стороны федеральных игроков места под рекламную конструкцию на торгах, как правило, превышает предложение местных игроков. Рынок глобализируется, и устоять здесь мелким игрокам очень сложно.
- И какую позицию в этой связи занимаете вы?
- Да, возникает вопрос - на чью сторону вставать. Идет глобализация рынка и остановить мы ее не можем. Нам легче работать с крупными игроками, но вместе с тем, та же Москва предупреждает нас - будьте осторожны, когда рынок монополизируется крупными федеральными и западными компаниями - они начинают диктовать условия. Так что мы относительно быстро можем привести город в порядок, но мы будем иметь на нем две компании - "Ньюс" и "Гэлэри".
- Да, и еще посадят своего человека на ваше место...
- Я абсолютно не держусь за это место. Основная борьба за него развернется после того, как рынок будет регламентирован, и в МП "Самараинформресурс" пойдут доходы. Я менеджер стартапа, запускающий идею в корсет бизнес-плана. Но думаю, что до конца этого проекта, а значит, до конца 2007 года я буду находиться на этом месте. Хотя чиновничья среда непредсказуема, и основная угроза возникнет, когда в борьбу за кресло руководителя МП включатся игроки, которые захотят позиционироваться с властью. Пока же они стоят в стороне, и смотрят: выплывем - не выплывем, загрызем, не загрызем - и это понятно - во власть пришли разные люди из разных компаний.
www.tltnews.ru