19 января 2007 г.
Российские власти, похоже, нашли новое место для малого бизнеса в структуре экономики. Сейчас на федеральном уровне инициируется закон, по которому в перспективе малые предприятия будут оказывать посильные услуги госкорпорациям и частным холдингам. Кроме того, доля участия государства в этих предприятиях будет составлять не более 25%. Самарские предприниматели отнеслись к проекту закона скептически.
Власти ищут место для малого бизнеса в новой структуре российской экономики. Она, по версии главы Роспрома Бориса Алешина, такова: впереди - госхолдинги (которые, как обещает Алешин, впоследствии будут частично приватизированы), в массовке - малый и средний бизнес, которому предписывается оказывать госхолдингам посильные услуги.
В любом случае, для малого и среднего бизнеса готовят новый адресный закон. Проект, как заявляют его разработчики из Министерства экономического развития и торговли и Торгово-промышленной палаты РФ, практически готов к рассмотрению федеральным правительством. Подзаконные бизнесмены ждали от него прописанных и значимых форм господдержки. Однако некий ступор проект ожидал в Министерстве финансов. По настоянию Минфина из законопроекта, подготовленного в МЭРТ и ТПП, перед внесением документа в правительство были вычеркнуты любые упоминания не только о федеральных налоговых льготах, но даже о возможности расширения числа предприятий, пользующихся упрощенной системой бухгалтерской отчетности. Законопроект, по сути, следует оценивать как инструмент чистки рядов малых и средних бизнесменов, а вовсе не их поддержки. Минфин комментирует свои поправки в проект как необходимые в связи со вступлением России в ВТО.
С другой стороны, уже существуют малые предприятия, несамостоятельные по своей сути. Сюда относится рынок медиа, сельского хозяйства. Фирмы из этой сферы часто работают в составе крупных холдингов. Если усеченный законопроект будет принят, считаться субъектом малого и среднего предпринимательства (СМСП сможет только то предприятие, в котором доля участия государства, в том числе и в лице субъектов федерации, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%. Правда, исключение все-таки есть для венчурных малых и средних предприятий, хотя ответственность за такое их расширение переложена на Федеральную службу по финансовым рынкам. Господдержка, описанная в немногочисленных подпунктах закона, довольно туманна для понимания и косвенна по своей сути.
Финансовая поддержка СМСП за счет бюджетов всех уровней возможна в виде "субвенций и субсидий для компенсации расходов", "гарантий и поручительства", предоставления кредитов, "финансирования строек". Чуть больше ясности с имущественной поддержкой. Органам власти всех уровней предписывается формировать "целевые фонды имущества для СМСП" (в том числе фонды нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов и установок). Порядок предоставления имущества в пользование должны установить соответствующие органы власти. Законопроект "О развитии малого и среднего предпринимательства" предусматривает, в частности, следующие критерии выделения субъектов малого и среднего бизнеса. Средняя численность работников за два предшествующих календарных года для микропредприятия - не более 15 человек, для малого предприятия - от 16 до 100 человек, для среднего предприятия - от 101 до 250 человек.
Сейчас этот законопроект "завис" на ступени утверждения в правительстве. Вряд ли стоит сомневаться, что в случае одобрения проекта правительством его не примут депутаты. Такое развитие законодательства кажется нелогичным. В развитых странах на малом бизнесе держится чуть ли не пол-экономики (в Европе показатель доли малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 70-90%). У нас, похоже, решили пойти по своему, особенному, пути. Что ж, пока в стране есть газпромы, волноваться незачем.
Comment:
Илья Миронов, директор автосервиса:
Инициатива правительства любопытна, но не более. Одно неясно - куда приткнуть песни Грефа и ему подобных чиновников о господдержке частного предпринимательства. В этом законе хотелось бы видеть несколько вещей: организацию юрлица для ведения малого бизнеса "в одном окне", перспективу сокращения числа налогов, пусть даже при сохранении их объемов, а также конкретику для бизнеса, в каких случаях он может рассчитывать на послабления во всех сферах - начиная от налогов, кончая помощью от государства в развитии инфрастуктуры производства.
Анатолий Иглин, ООО "Лоцман":
Рынок есть рынок. Если у предпринимателя налажены контакты-связи, он в любом случае выживет. Также, если в штате предприятия есть грамотные специалисты, ему обеспечена стабильная работа, независимо от государственных законов. С принятием проекта ничего не изменится. По крайней мере в ближайшие несколько лет. Да уже сейчас с каждым днем появляется все больше проволочек: если раньше для регистрации каких-либо документов требовались лишь копии различных свидетельств, то сейчас просят предоставлять оригиналы. Также плачевна ситуация и с кредитами. Предприятие, проработавшее менее одного года, практически не может взять займ в банке. Проценты по кредитам тоже неприемлемы. Опять же, когда проходит год и предприниматель идет в банк, для получения средств ему нужно представить годовой баланс. На его основании там делают вывод, сколько средств он сможет вернуть в срок. А как ему показать хороший баланс, если изначально денег ему никто не выделил? Поэтому сумма кредита становится меньше желаемой. Как делается в Китае - первые пять лет малые конторы не платят налоги вообще. В других странах ставки по кредитам составляют 2-3%. Что касается создания включения малого бизнеса в холдинги, то есть всякие примеры. Хороший - это работа предприятий малого и среднего бизнеса с "РЖД". Плохой - инициатива объединения в холдинги фермерских хозяйств.
Источник: РИА "Самара"