18 января 2007 г.
Христиане всего мира готовятся к главному празднику - Пасхе
Пасха в российском варианте не обросла еще многочисленными дополнительными коммерческими традициями - вроде подарков ближним или дорогостоящего застолья. Но тенденция к превращению праздника в разновидность светского варианта Рождества явно прослеживается. А ведь для верующих важно не путать светские праздники с праздниками духовными.
В ожидании Воскресения Христова не так много людей, считающих себя верующими, ищут истинно духовной благодати. Основная масса населения, по инерции причисляющая себя то ли к православию, то ли к какой другой конфессии, использует религиозные торжества для вполне мирской цели - отдохнуть. Что, увы, нередко бывает равносильным понятию «уколоться и забыться». Нужно ли говорить, что истинный христианин, для которого в светлую седмицу грешно впадать в унынье и скорбь, искать радости в рюмке не станет. Тем не менее, многие крещеные люди, из-за своего религиозного невежества убежденные, что они являются истинно верующими, в преддверии Пасхи и на сам праздник неосознанно грешат.
В чем разница между праздником мирским и праздником духовным и о главном празднике Церкви - Пасхе рассказал отец Рустик.
- Праздник Пасхи имеет библейское происхождение. Еще задолго до рождества Христова, в ветхозаветные времена праздник Пасхи был установлен Богом по случаю чудесного избавления израильского народа из египетского плена и путешествия в Землю Обетованную. В переводе с еврейского слово «Пасха» буквально означает «прохождение мимо», «избавление». Ветхозаветная Пасха являлась прообразом новозаветной, в последней Господь, посредством своей крестной примирительной жертвы, избавил все человечество от духовного плена, самой смерти и ввел в Царство Небесное. Новозаветное событие Воскресения Христова - центральный момент всей библейской истории. Пасха есть победа жизни над смертью и спасение нас от греха. Вообще, из всех мировых религий только христианство решает проблему смерти. Стоит заметить, что само событие Воскресения трудно воспринималось апостолами. Они сразу не смогли поверить, что Иисус воскрес. Это действительно непросто укладывается в человеческом сознании. В то же время мы видим, что некогда невежественные, робкие и маловерные апостолы, позже совершенно преображенные и укрепленные благодатью Святого Духа, впоследствии обтекли всю Римскую империю с проповедью о воскресшем Христе, запечатлев своей мученической смертью истинность своих слов. И, несмотря на противодействие многих враждебных сил, апостолы привели ко Христу всю вселенную, отождествлявшуюся тогда с границами Римской империи. Этот исторический факт является явным подтверждением божественного содействия в распространении Церкви Христовой.
- На ваш взгляд, в какой степени для самарчан Пасха является именно религиозным праздником?
- Об этом можно судить на основе таких показателей, как соблюдение Великого поста и посещение пасхальной службы. Пост соблюдают немногие. А вот на службу приходит очень много наших земляков, правда, не совсем с правильным и глубоким пониманием праздника Пасхи.
Поверхностное восприятие праздника происходит вследствие банального незнания. Большинство к Воскресению Христову относится не столько как к религиозному празднику, сколько как к некоему историческому событию, традиции. Очень важно осознать, что событие Воскресения Христова имеет непосредственное отношение к каждому из нас. Господь воскресил в Себе наше человеческое естество и желает, чтобы мы разделили с Ним полноту Его благодатной жизни, чтобы воскресла наша душа и совлекла груз мертвящих грехов.
- На праздник Пасхи действительно в храм приходит много людей, но в другие дни многие христиане считают, что им не обязательно посещать церковь. Они могут помолиться дома, на природе или в другом месте.
- Это неверное мнение, и оно имеет свою предысторию, которая уходит в период советского времени. Тогда верующие боялись в открытую ходить в храм. Оторванные от церкви, они устраивали богопочитание в домашних условиях.
Вхождение в храм - необходимое условие духовного развития. Церковь - это среда духовного питания человека посредством церковных Таинств. Без Таинств христианство теряет свой смысл и силу. Необходимо осознавать, что Церковь - это не просто культовое место, посещение которого ограничивается какими-то формальными знаками Богопочтения, а поставленная свеча - не акт откупления, а жертвенное выражение нашего духовного горения. Церковными людьми мы становимся, если духовно богатеем, стяжаем благодать Святого Духа, а не просто формально причащаемся и исповедуемся.
- Насколько в последнее время стало больше молодежи посещать церковь?
- На мой взгляд, не скажешь, что молодежь ломится в храм. Это связано со многими причинами.
Но нам нужно создавать все благоприятные условия для молодежной миссии в Церкви. Молодежь, с нашей помощью, должна понять необходимость религиозности и нравственности в своей жизни. В работе с молодежью мы сейчас делает только первые шаги. К сожалению, молодые люди представляют православие как религию запретов. На фоне вседозволенности религия у них ассоциируется с пессимизмом и постоянными ограничениями. На самом деле церковь предоставляет огромную духовную свободу и богатство творчества.
Многие молодые люди по неопытности и любопытству первоначально испытывают нравственные ценности на прочность, а потом приходят к Церкви, где находят единственное спасение. Например, приходят в храм после того, как понимают, что сами не в состоянии избавиться от наркотической зависимости. Я хочу отметить, что россияне, в отличие от тех же европейцев, испытывают глубокую духовную потребность. Это очень важно. Отказаться от покаяния, потерять ощущение греха - это приводит к потере нравственных ценностей. Что и произошло в Европе. Особенность современной российской религиозности - способность к глубокому покаянию.
- Можно ли и надо ли на Пасху посещать кладбище?
- В соответствии с церковными канонами посещение кладбища должно совершаться на Радоницу. Это через неделю после Пасхи, во вторник. В этот день после Пасхи усопшие впервые поминаются публично. Само название праздника говорит о том, что мы приходим разделить с усопшими пасхальную радость, а до этого мы не совершаем бубличного поминовения, потому что самое событие Воскресения дает утешение всем, кто находится в ином мире, даже в аду. На Пасху совершается тайное поминовение усопших. Поэтому все заупокойные службы переносятся на Радоницу.
- Поездка на кладбище в Воскресение Христово считается грехом?
- Конечно, смертным грехом это не считается, но это не канонично. Данная порочная практика возникла в советскую эпоху - по моему мнению, чтобы в день Светлого Воскресения людей отвлечь от посещения храма. Это неправильно.
- Чем тогда по канону верующим будет лучше заняться?
- В ночь мы идем в храм, кто-то с раннего утра. В атмосфере пасхального богослужения испытываешь пасхальную радость. Кто-то в этот праздничный день приобщается Святых Христовых Тайн, причащается. По окончании пасхального богослужения верующие разговляются и проводят этот день с близкими людьми. Принято поздравлять знакомых и соседей радостным пасхальным приветствием: «Христос Воскресе!» Ну а кто-то, может, после ночной службы захочет выспаться. Главное - помнить, что культура праздника не праздность, а торжество духа. Пасха - это духовная радость. Хотя в жизни Церкви все гармонично: красивые обряды, сама трапеза с традиционными куличами и пасхальными яйцами - все это гармоничное обрамление, выражение и продолжение нашей неиссякаемой радости о Воскресшем Христе, нашей духовной победы.
ПАСХАЛЬНЫЙ БУМ
До Пасхи еще несколько дней, но на пасхальные куличи и яйца спрос уже возрос. На пятницу и субботу намечается небольшой рост цен на яйца белого цвета.
По отзывам продавцов, традиционно особым спросом пользуются «кондитерские» куличи из более сладкого теста с добавлением сливочного масла, молока. У самарцев более сладкие и нарядные куличи намного популярней, нежели обычные. Также в ходу изысканные варианты пасхи – например, с орехом.
Небольшим спросом пользуется декоративная атрибутика, красители и пленки для украшения яиц. Пока основными покупателями являются школьники и родители с детьми.
Коммерческого размаха пасхального покупательского бума не наблюдается. По мнению экспертов, причина таится не в религиозности праздника, а в принципиальном отличии Пасхи от Нового года, Рождества и 23 февраля, 8 Марта, которое заключается в том, что у товаров пасхальной тематики не столь продолжителен цикл продаж - три-четыре дня, не более.
В последние несколько лет возрастает продажа декоративной атрибутики (яйца-сувениры, открытки, картины), которая на сегодня не столь развита даже в сравнении с православными странами Европы.
Цены приведены по прейскуранту Иверского женского монастыря, важно отметить, что они ниже, чем в других церквях.
Неусыпаемая псалтырь от 3 месяцев до 10 лет за здравие и упокой. Читается непрерывно и круглосуточно сестрами монастыря. В Самаре можно заказать только в Иверском женском монастыре.
3 месяца - 20 руб.
6 месяцев - 40 руб.
1 год - 80 руб.
Молебен обычный, благодарственный, за здравие
5 имен - 3 руб.
Панихида
20 имен - 3 руб.
Проскомидия (часть Божественной литургии, которая состоит из приготовления вещества для таинства евхаристии, т. е. в приготовлении хлеба и вина, которые во время литургии имеют быть приложенными в Тело и Кровь Христовы).
20 имен - 1 руб.
Обедня
Одно имя - 1 руб.
Свечи от 1,5 до 20 рублей.
8 апреля на Пасху и 17 апреля на День особого поминовения усопших Радоницу будет ходить около ста дополнительных автобусов на городские кладбища. В автобусах будут действовать проездные билеты, для тех, кто таковых не имеет, стоимость проезда будет составлять 9 рублей.
Автобусы будут ходить непрерывно с 7.00 до 15.00. Контрольный рейс в 16.00.
Проще всего будет добраться до Городского кладбища на автобусах 24, 34, 60 и трамваях 3, 4, 17.
С а/с «Аврора» можно будет доехать до кладбищ «Южное», «Рубежное», «Песчаная Глинка».
С Хлебной площади - до кладбищ «Рубежное», «Песчаная Глинка», «Южное» (пересадка на Кряже).
С Поляны им. Фрунзе - до кладбища «Металлург».
С площади Кирова - до кладбищ «Зубчаниновское», «Металлург».
С поселка Мехзавод и поселка Управленческий - до кладбища «Лесное».