15 января 2007 г.
Шура Каретный нарвался не на театральную публику
В минувшую пятницу Самару посетил актер, чья настоящая фамилия знакома, наверное, лишь тем, кто хорошо разбирается в столичном театральном бомонде. Но вот его творческий псевдоним известен далеко за пределами столицы. Актер художественного театра «Эрмитаж» Александр Пожаров, он же Шура Каретный, стал известен широкой публике, у которой всегда в цене матерное слово, в 1998 году. Именно тогда он выпустил в свет свой первый альбом «матерных баек от Шуры Каретного».
Кто-то при упоминании одного его имени готов уподобиться самому Шуре Каретному и материться в его адрес, кого-то просто коробит от потока «соленых пошлостей», которые неспешным шепелявым голосом начитывает сам автор бессмертных баек. Так или иначе, но равнодушных к его творчеству отыскать довольно сложно. Матерщина – это та грань, когда она либо воспринимается отрицательно, либо просто становится неотъемлемой частью речи. Наверное, так же произошло и в творчестве Александра Пожарова, который придумал однажды свой внутренний образ Шуры Каретного, и теперь он будет преследовать его неотвязно. О предстоящих гастролях «мастера художественного слова» можно было узнать разве что со страниц его персонального сайта. Афиши, анонсирующие выступление артиста, появились в городе лишь за две недели до приезда «маэстро», и то лишь в Кировском районе. Не было ни рекламы в прессе, ни упоминаний об этом по телевидению. По словам устроителей, и сам-то концерт фактически оказался на нелегальном положении. Изначально Пожаров собирался выступать в ДК им. Кирова. Но, как говорят организаторы, ему было отказано в аренде.
Вместо большого зала ДК Пожарову пришлось выступать в не очень большом помещении одного из ресторанов, который часто посещают состоятельные любители шансона. Правда, отнести народного артиста России к исполнителям блатняка, который многие почему-то принимают за шансон и которым нас убивают водители маршруток, весьма затруднительно. А Александру Пожарову, как актеру, сыгравшему в спектаклях театра более ста ролей, с недавних пор официально присвоено это звание.
30 марта где-то за час до концерта к ресторану начала подтягиваться публика, заранее купившая билеты на Каретного. По лицам присутствующих можно было без труда догадаться, что безраздельной любовью к театру они не страдают. Большинство пришло не на Александра Пожарова как актера и не на Шуру Каретного как явление, а просто хорошо провести время и между сменой блюд что-то там послушать. Подъезжали на джипах «четкие пацаны» со своими подругами, которые слово «гламур» воспринимают не иначе, как ругательное. Так же, не пешком, прибывали и довольно степенные лица в возрасте, одетые не в джинсу или кожу, как большинство присутствующих, а в костюмы и галстуки, что было довольно удивительно. Сам Шура Каретный появился перед поклонниками почти в назначенное время, удостоившись довольно сдержанных приветствий. Там более что, как уже упоминалось, публика собралась далеко не театральная, а из прессы присутствовал лишь обозреватель «МК», и то инкогнито...
Александр Пожаров, по его собственному признанию, в Самаре второй раз. Первый раз он приезжал сюда, когда наш город носил название Куйбышев, и было это в годы застоя. Как рассказал актер, ему тоже пришлось «застояться». Сначала на пивном «Дне», где он так и не купил вожделенного напитка – пиво в тот день просто кончилось. А потом он выстаивал километровую очередь в магазин «Вино-воды». И тоже безрезультатно. Приехав в успевший уже сменить название город во второй раз, теперь уже как Шура Каретный, артист легко сумел попить и нашего знаменитого пива, и вина из погребов ресторана. Между матерными байками актер немного рассказывал и о себе. Так, он признался, что впервые идея Шуры Каретного и его образ зародился в 70-е годы, когда один знакомый из Балаклавы, немало времени отсидевший в местах заключения, пересказал ему на тюремный манер «Слово о полку Игореве». Так родилась байка «Князь Гарик». Сам Шура «родился» в конце 90-х годов с выходом первой магнитофонной кассеты. И сразу со всех торговых лотков аудиопродукции обрушилась на неподготовленного слушателя шепелявая нецензурщина. Сейчас в личной фонотеке Шуры более 500 баек и песен собственного исполнения. Над своим псевдонимом актеру долго думать не пришлось. Имя он оставил свое, сократив его до Шуры, а фамилию взял по названию улицы, где расположен театр «Эрмитаж» - Каретный переулок.
Кстати, сам Пожаров говорит отнюдь не шепелявя, а хорошо поставленным голосом, в котором проскальзывает что-то оперное. Партию из оперы собственного сочинения Шура тоже исполнил. Любителям «тонкого юмора» понравилась его опера «В рот не дам до поры», в которой сквозит пошлая аллюзия на известный мюзикл «Notrdam de Pari’s». Присутствующие оценили «оперу», спетую неплохим баритоном. Куда там Баскову...
Все-таки со стороны было заметно, что Александра Пожарова немного тяготит это выступление. Наверное, он еще не привык к таким поклонникам. Видимо, сам актер ожидал большого зала, из которого ему будут поступать записки по ходу выступления, а вместо этого пришлось держать слово перед пьющими и жующими далеко не бедными людьми, которым не в ломы отдать пару тысяч за столик, чтобы между холодной водочкой и заливным послушать какого-то там Каретного. Отработав положенное, Александр Пожаров не стал раскланиваться и довольно быстро покинул зал ресторана, собравший едва ли семьдесят человек. И никто не кинулся вдогонку с просьбой дать автограф или сфотографироваться на память. Было такое ощущение, что ухода Каретного даже никто не заметил. Тем более что развлекать остальных после Шуры собирался специально приглашенный шансонье, а посетителям – но это сугубо мое мнение – было без разницы, кто там у микрофона.
Это первый гастрольный тур Пожарова-Каретного. После Самары он отправился в Ульяновск и Нижний Новгород. Неизвестно, как там воспримут его персону, но первые гастроли могут стать и последними. Любого актера - а Александр Пожаров в первую очередь именно актер - отсутствие или подмена публики может убить.