15 января 2007 г.
«Дорогой Президент, здравствуйте!»
Дети болеют за судьбу родины сильнее, чем их родители
«Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович! Меня зовут Боева Лена. Будучи совсем маленьким ребенком, я впервые увидела по телевизору Ваши глаза, умные и добрые. Вы мне сразу понравились. И вот, спустя пять лет, я решилась написать Вам письмо»...
Эти строки пятнадцатилетней девочки из Чапаевска - одно из тысяч детских писем, которые дети со всей страны прислали президенту России.
Письма президенту, простодушные и непосредственные, открывают нам, взрослым, необъятный мир детей, их тревоги, желания, мечты и радости. А еще эти письма наглядно демонстрируют, что дети - они намного взрослее, чем нам кажется или хочется думать.
«Здесь люди помнят голоса птиц...»
«...Я знаю, что у нас в стране внедряется ряд реформ – пенсионная, медицинская, образовательная. Только вот жаль, что высшее образование у нас, увы, недоступно для всех, - обращается к президенту Лена из Чапаевска. - И странный получается парадокс: дети из состоятельных семей неохотно стремятся к знаниям, но за родительские деньги становятся бездарными юристами, врачами, экономистами. А моя семья среднего достатка, и мама вряд ли сможет оплачивать мое обучение в институте. Через три года я закончу 11 классов, и мне придется делать жизненный выбор. Хотя жаль, что раньше выпускники делали выбор исходя из своих желаний, а теперь – из возможностей семьи», - грустно заканчивает свое письмо девочка.
Крик души подростка из маленького рабочего городка, в настоящее время полностью оставшегося без работы, способен тронуть любого человека, читающего эти горькие строки. А сколько их, этих городков, по всей России? Сколько детей, мечтающих о хорошей жизни, но не имеющих никаких перспектив вырваться из замкнутого круга беспросветной нищеты и безработицы?
Еще тяжелее читать письма из деревень. Если у городских ребят, пусть даже из не очень богатых семей, есть хоть какие-то шансы добиться успеха в этой жизни, то у деревенских этих шансов практически нет.
Перед моими глазами пачка детских писем президенту из Борского – одного из райцентров Самарской области. Это письма, в которых каждая строчка дышит горячей, страстной и искренней любовью к родному краю.
«Говорят, что природа России неяркая, но это совсем не так. Представьте, Владимир Владимирович - бесконечные степи под палящим солнцем, и среди них огромный лесной массив – Бузулукский бор. А где-то на окраине леса расположено небольшое село Борское. Здесь люди не такие, как в городах - они никуда не спешат, сбивая все на своем пути, помнят голоса птиц и не забыли, что такое звезды, которых в мегаполисах не видно из-за смога. Но главное, они еще не разучились помогать друг другу, не потеряли в бешеном ритме современной жизни умение чисто и искренне любить...» - рассказывает о своем селе ученица 10 класса Алена Арташева.
«Край наш издавна славился своей природой. Хвойные леса, глубокие реки, чистые озера, луга, усыпанные цветами. А какие у нас добрые, чуткие и замечательные люди! Это замечательные поэты, живописцы, рукодельницы и другие жители нашего края, наделенные самыми разными талантами», - вторит ей одноклассница Люба Сургаева.
«...А зайдешь в само село, будто вернулся на сто лет в прошлое – те же трогательные маленькие домики с кривыми ставенками, покосившимися от времени палисадниками, деревянными заборчиками, кривыми улочками. Посмотришь вдаль – и видишь заливные луга. Куда ни глянь – степной простор. А воздух здесь чистый-чистый!» - это строки ученицы 11 класса Хлебушкиной Лены.
«Мы не хотим уезжать!»
Но на фоне этого почти пасторального великолепия дети горестными и черными мазками рисуют чисто житейские проблемы, в которые волей нашей несчастной истории погрузилось их родное село, впрочем, как и тысячи других сел по всей России.
«Село наше постепенно вымирает. Молодые люди после окончания средних и высших учебных заведений в городе редко возвращаются на свою малую родину. Новые предприятия не открываются, более того, закрываются и те, которые еще существуют», - рассказывает президенту Люба Сургаева.
«Дело в том, что по окончании вузов многим из нас хотелось бы вернуться в родное село и продолжить свою карьеру здесь. Но о какой карьере может идти речь, если невозможно найти никакую работу, не говоря уже о полученной специальности. Раньше здесь были мебельная фабрика, пищевой комбинат, автотранспортные предприятия, но сейчас их нет. Наше Борское медицинское училище готовит высококвалифицированных специалистов, но и они уезжают в город из-за недостатка рабочих мест. Я бы тоже хотела вернуться после окончания вуза в свое родное Борское. Но, боюсь, что не смогу найти достойную работу по специальности, так как хотела бы стать психологом. Убедительно прошу Вас обратить внимание на нашу проблему, ведь мы – будущее страны!» - взвывает к Путину ученица 9 класса Лена Вострикова.
Эти такие искренние, страстные, такие взрослые письма настолько глубоко трогают сердце, что захотелось увидеть их авторов, пообщаться с ними. И я решила поехать в село Борское, чтобы посмотреть на край, вырастивший этих, по-моему, замечательных детей.
Скотина, куры, огород...
Село Борское выглядит так же, как и большинство райцентров средней полосы России. Пыльные улочки, дощатые заборы, за которыми спрятались аккуратные бревенчатые домики с резными наличниками на окнах. Деревенские сельмаги со стандартным ассортиментом – хлеб, колбаса, макароны, пиво и знаменитая на всю область «Борская» минералка – гордость района. Женщины в платках и халатиках, приезжающие на велосипедах в магазин за хлебом, вездесущая деревенская ребятня, в шортах гоняющая по селу под палящим июльским солнцем.
Первый дом, куда мы постучались, был беленый известью, утопающий в цветах дом Алены Арташевой. Но, к сожалению, ее родители сказали нам, что дочери нет. Девочка, с такой любовью описывавшая президенту свой родной край, переехала в Московскую область. Родители вернулись в Борское только для того, чтобы оформить документы на продажу дома.
- Для девочки в селе есть только одна перспектива – выйти замуж, рожать детей, а дальше - вечные деревенские заботы: скотина, куры, огород. Полная беспросветность, - говорит Аленина мама. - Приобрести какую-нибудь специальность и работать по ней абсолютно нереально. Аленка же хочет сначала сделать карьеру, а уж потом выходить замуж. Мы переезжаем только ради будущего дочери. Жалко, конечно: здесь такая природа, озера, бор. Алена все это так любила! Но она говорит, что потом вернется в Борское защищать здесь экологию. Она очень увлекающаяся девочка, - с грустной улыбкой качает головой мать.
Ее сосед Паша Яковлев встретил нас и проводил в свой дом, по-хозяйски придерживая огромную, свирепую на вид собаку. Паша в письме к Путину попросил у него увеличить пособия для сельчан, потому что на те, которые сейчас выплачиваются его семье, прожить в деревне невозможно. Этот мальчик, который учится всего лишь в восьмом классе, настоящий деревенский мужичок – не по-детски серьезный, обстоятельный, рассудительный. Таким его сделала нелегкая жизнь – Пашин папа ушел из жизни, оставив жену, маленького сына и бабушку-инвалида без кормильца. Мальчику слишком рано пришлось взять на себя роль главы семьи.
- Что вы, какие дискотеки! – укоризненно глядя на меня, отвечает он на вопрос о сельском досуге. - После школы – сразу домой, тут скотина, огород, по дому дел полно. Мама на работе, бабушка не может помогать – все хозяйство на мне.
Паша, как и Путин, серьезно увлекался борьбой, побеждал на многих соревнованиях, но травма ноги положила конец его спортивной карьере. Сейчас в планах у Паши – окончить школу с серебряной медалью и попробовать поступить в Самарский мединститут на хирурга-стоматолога.
- Если получится, конечно, останусь в городе. Там гораздо больше перспектив, чем у нас. Может быть, открою частную практику. Маму с бабушкой потом перевезу, - рассуждает мальчик. - А у нас почти все собираются уезжать в город. Здесь мало чего можно добиться.
Даже если бы Паша захотел остаться в Борском, тут вряд ли кому пригодится его диплом хирурга-стоматолога. Сельчанам накладно даже обычные пломбы ставить, не говоря уж о более серьезных стоматологических услугах. Да и сама Борская больница, как мне рассказали местные жители, потихоньку разваливается, идут повальные сокращения, причем сокращают даже не людей, а целые отделения. А в это время в районе строятся три офиса врачей общей практики. Ну, это уже совсем другое, это национальный проект! Будущим сельским эскулапам приготовлена повышенная «путинская» зарплата, а тем временем старые врачи-специалисты как получали жалкие копейки, так и будут их получать. Стоматологи в рамки национального проекта по развитию сельской медицины пока не вписываются. Так что у Паши только один путь – в город.
«Как президент президенту...»
Среди писем из Борского района одно выделялось тем, что в нем не было ни описания красот родной природы, ни жалоб на тяжелую жизнь. Семиклассница Ксения Борисова - президент маленького государства Петровской сельской школы. Два года назад деревенские педагоги, дабы разнообразить достаточно скучную жизнь сельских ребятишек, придумали организовать школьное самоуправление. Получилось настоящее государство – с президентом, министрами и партиями, в которые в добровольно-принудительном порядке обязан был вступить каждый школьник. Учредили даже правительственную газету «Школьный звонок», в которой освещается быт и проблемы села Петровка. Два года назад Ксюша победила на президентских выборах. С тех пор она совмещает две должности – главы «государства» и специального корреспондента местной газеты. Поэтому и писала она Путину по-взрослому, как «президент президенту»:
«Владимир Владимирович, я искренне восхищаюсь Вами! Даже управляя таким маленьким государством, как наша школа, мы столкнулась с немалым количеством трудностей и проблем. Поэтому я хорошо представляю, сколько забот и проблем у человека, который управляет такой огромной страной, сколько преград Вам приходится преодолевать. Я хотела бы быть похожей на Вас. Желаю Вам успеха в вашей нелегкой работе!»
- Я не решила еще, кем хочу стать, - говорит девочка, на вид ужасно умненькая и серьезная. В ее комнате компьютер, куча мягких игрушек и постеры с изображениями знаменитых артистов. - Может быть, стану журналисткой, может, еще кем-нибудь. Но я хочу многого добиться!
- Мне кажется, у Ксюши это получится, - с любовью глядя на дочь, говорит ее мама Елена Петровна, педагог Петровской школы. - Но для этого ей нужно будет уехать в город.
Елена Петровна родилась и выросла в Самаре, там и по сей день живет ее мать. В Петровку попала благодаря замужеству. Жизнь в захолустном селе показалась девушке невыносимой. Естественно, что ей, получившей диплом программиста, не удалось устроиться по специальности. Все 15 лет она мечтала вырваться из Петровки, семья жила «на чемоданах». Не получилось. Теперь у Елены Петровны только одно стремление – отправить дочь в город.
- А какая здесь жизнь? – пожимает она плечами. - Сюда возвращаются из города только те, кто не смог устроить свою жизнь там. Не устраивают там – не устраивают и здесь. Молодежь спивается. Вечером идешь по селу – сидят на улицах, пьют пиво, курят. Работы нет, клуб стоит вечно закрытый, что еще остается делать?
«А нам шиш, и даже без масла»!
Борское - район сельскохозяйственный, но если раньше здесь было 22 фермерских хозяйства, то сейчас осталось только 4. Остальные попросту разорились. А как не разориться, если закупочные цены на зерно, молоко, мясо не позволяют покрывать расходы на производство! Дизтопливо стоит 18 рублей за литр, а закупочная цена на зерно – 2 рубля за килограмм. А налоги съедают ту жалкую прибыль, которая еще остается после всех этих грабительских цен. При таких ценах и налогах выжить в фермерском бизнесе невозможно. Сейчас много говорят о национальных проектах, но пока это только разговоры. Реальных дел не видно.
Раньше, в советское время район жил (и неплохо жил за счет налогов на недра, которые платили разработчики нефтяных месторождений Борского. На эти деньги строились дома, ремонтировались дороги, выплачивались зарплаты и пособия. Сейчас же 95% налогов уходят в Москву, а оставшиеся 5% - в областной бюджет. Как мрачно шутят сельчане, «они у нас качают нефть, а нам за это шиш, и даже без масла».
Знаменитый Бузулукский бор, о красотах которого писали дети, вырубается на корню. «По дороге мимо нашего села днем и ночью идут громадные «КамАЗы», нагруженные распиленными соснами, среди которых уже никогда не смогут гулять и любоваться их красотой наши потомки. Все это происходит на глазах простых людей и представителей власти, которые ничего не делают, чтобы остановить этот беспредел!» - возмущается шестиклассник Валера Колосов.
Но власти ничего и не могут тут сделать – по странной прихоти законодательства, Бузулукский бор почему-то принадлежит Оренбургской области. Хотя из 110 тысяч его гектаров 50 тысяч находятся на территории Борского района Самарской области. Мало того, что бор вырубается - ни единой копейки за загубленную древесину в бюджет района не поступает.
Валера просит Путина присвоить бору статус национального парка, «что поможет остановить бездумную вырубку леса и сохранить жемчужину нашего края для потомков». Но, по словам сельчан, достаточно просто разграничить лесхоз на Самарскую и Оренбургские части. Пока же этот вопрос глубоко завяз где-то в верхах.
Уборщица из Академии культуры
Что касается безработицы, то, в принципе, найти работу в Борском районе можно без проблем. Правда, по рабочим специальностям. Районная биржа труда пестрит вакансиями трактористов, комбайнеров, мотористов, грузчиков. Но кризис сельского хозяйства отучил деревенских работать. Им проще встать на биржу и получать каждый месяц по тысяче с лишним рублей пособия, чем горбатиться на уборочной. Но специалистам и впрямь найти работу в селе невозможно. Одна из счастливиц, получившая должность еще в советское благополучное время - Любовь Требунских, директор Борского краеведческого музея. Но у нее болит сердце за будущее молодого поколения.
- У меня дочь школьница, я не знаю, куда она пойдет работать, после того как получит образование. Устроиться можно только продавцом, и то по большому блату. Вот, посмотрите, Маша, - Любовь Васильевна показывает рукой на интеллигентного вида девушку в очках, сидящую за компьютером. - Она закончила три курса самарской Академии культуры, и кем, вы думаете, здесь работает? Полы моет, уборщица! Она постоянно за компьютером, у нее куча идей, но единственный для нее вариант – сидеть на ставке уборщицы и ждать, пока я уйду на пенсию.
Я показываю директору музея одно из детских писем:
«...Страшно подумать, если разъедется по городам жизнеспособное поколение и останутся в Борском только немощные старики и пьяницы – люди, не нашедшие смысла в этой жизни, потухнет, как слабенький огонек свечи, село... Конечно, это звучит пессимистически, но при существующем положении дел другого варианта развития событий не видно...»
- Может, это подростковый максимализм, неужели все на самом деле так? – спрашиваю я Любовь Васильевну.
- Нет, дети как видят, так и пишут, - вздыхает директор. – Посмотрите на окрестные села, там и сейчас уже все так и есть. А если ничего не изменится, то лет через 20 и наше Борское превратится в захолустную деревушку, где будут жить лишь одинокие, всеми покинутые старики...
Выход Любовь Требунских видит в развитии для Борского района внутреннего туризма. Они с Машей уже разработали несколько туристических маршрутов. Любители экзотики могут оказаться «на дне древнего моря», в уникальных оврагах мелового периода. Там любой желающий может найти древние окаменелости, в изобилии разбросанные по стенам и дну оврагов. Любители литературы и истории могут пройти маршрутом Александра Сергеевича Пушкина, который бывал в Борском во время изучения истории Пугачевского восстания. Школьники могут посетить село Гвардейцы – родину летчика-космонавта Алексея Губарева, дважды летавшего в космос. Но пока все эти разработки пылятся на полках краеведческого музея. Борские красоты и история никому не интересны.
Санаторий для всей страны
Смелую идею развития родного села подал президенту девятиклассник Ринат Туфатуллин. В своем письме он просит спонсорскую помощь для строительства в Борском санаторно-курортного комплекса, в котором бы «лечились, отдыхали и наслаждались красотами нашего края тысячи людей со всей страны». Мальчик скромно умолчал о том, что в случае, если проект будет претворен в жизнь, сотни борчан будут обеспечены рабочими местами. Но мечты о санатории в Борском остаются для его жителей лишь мечтами. Даже Борский минеральный источник, красоты и великолепная экология Бузулукского бора абсолютно не прельщают инвесторов. Может, потому, что почти 200 километров от областного центра – это для них как до Луны? Хотя, по словам местных, такой проект есть, и он давно был отправлен в «высшие сферы». Ответа из «высших сфер» борчане дожидаются до сих пор.
Из всей массы писем, посланных президенту, меня зацепило одно – его написала школьница из поселка Красный Яр. В нем не было ни просьб, ни жалоб, был только рассказ о том, как хорошо живется жителям Красного Яра, какая у них замечательная конно-спортивная школа, какой шикарный Дом культуры, какие компьютеры последней модели в классах и многое другое. А закончила девочка свое письмо пожеланием, чтобы во всех селах было так же, как в ее родном поселке. К счастью для обитателей Красного Яра, этот поселок – один из немногих, куда валом вкладываются средства, куда так любят возить делегации, в том числе и президентские. Это образцовый поселок, десять минут от Самары, туда так удобно возить высоких гостей! А периферия... До нее далеко.
Но, по мнению местных чиновников, надежда у сельчан все же есть. Во-первых, это пресловутые национальные проекты. Может быть, они хоть немного изменят ужасающе безнадежную ситуацию в сельском хозяйстве. Хотя вкладывать в это дело нужно миллиарды – ведь вся материально-техническая база в последний раз обновлялась еще в советское время. Практически каждый день «умирает» какой-нибудь комбайн или трактор, а оставшиеся дышат на ладан, несмотря на многочисленные ремонты. Во-вторых, Борский район в прошлом году получил от области инвестиций на 130 миллионов – намного больше, чем в предыдущие годы. Эти деньги пойдут на реализацию программы сноса ветхого жилья, строительство дорог, ремонт школ. Начал работать асфальтобетонный завод, планируется строительство кирпичного завода. Все это перспективы, рабочие места.
Кризис села вошел в такое крутое пике, что дальше так продолжаться не может. А вера у юных сельчан осталась только одна – вера в президента. И последняя надежда на него.
«Очень надеюсь, что проект, разработанный Вами, который касается проблем сельской местности, поможет и нам, - заканчивает свое письмо президенту Люба Сургаева. - Тогда, я убеждена, мое любимое село не сгинет с карты России». Мы тоже верим в это, Люба!