17 января 2007 г.
В последние годы Самарская область стабильно входит в первую десятку наиболее инвестиционно привлекательных российских регионов. Что, в общем-то, неудивительно. Сейчас на территории губернии стабильно работают несколько десятков крупных промышленных предприятий. Неплохо развиты банковская сеть, системы связи. Да и предприятия малого и среднего бизнеса заметно подтянулись и по эффективности работы могут конкурировать с крупными производствами. Но даже при таких благоприятных для потенциальных инвесторов условиях губерния могла бы привлекать для развития экономики еще большие средства, если бы в полной мере обладала современной и качественной транспортной сетью. В первую очередь речь, конечно же, идет о состоянии автомобильных дорог, которые уже давно нуждаются в глобальной реконструкции. Особенно это касается дорог областного центра. О том, как власти собираются развивать транспортную сеть в целом и решать острую дорожную проблему в частности, Репортеру рассказал министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Борис Ардалин.
- О низком качестве дорог в нашей губернии начали говорить больше десяти лет назад. За это время областные трассы по большей части реконструировали, но в городах дороги по-прежнему находятся в плачевном состоянии. Многие экономисты считают, что от этого серьезно страдает инвестиционная привлекательность нашего региона. Как планируется решать эту проблему?
- Я не согласен с утверждением в отношении инвестиционной привлекательности, хотя дорожная проблема в губернии, конечно, стоит остро, и ее надо решать. В настоящее время мы начинаем реализовывать программу, которая позволит Самарской области догнать европейские страны по уровню насыщенности территории авто дорогами. При этом качество магистралей также будет соответствовать европейскому. Если говорить о ближайших планах, то совсем скоро завершится реконструкция трассы М5 от поворота в аэропорт "Курумоч" до Тольятти. На эти работы, которые ведут пензенские дорожники, из федерального бюджета выделят 240 млн рублей. Во время недавнего визита в Самару министра транспорта РФ Игоря Левитина | пензенские ремонтники доложили, что все материалы подготовлены, и в течение апреля вышеназванная трасса будет приведена в порядок. 111 млн рублей выделено на реконструкцию Коммунистического шоссе в Тольятти, дороги, идущей через "зеленую зону". Все эти магистрали находятся в зоне ответственности тольяттинского муниципалитета.
- Как вы думаете - сколько лет прослужат трассы после нынешнего ремонта? Улица Вольская, к примеру, реконструировалась за последнее время два раза, но сейчас находится в плачевном состоянии.
- Пока мы не займемся капитальным ремонтом ливневой канализации, пока не будет нормального водоотвода, хороших дорог у нас не будет. На наш взгляд, те материалы, что использовались для ремонта и строительства дорог в нашей области - битум и щебень, не отвечали должным требованиям. Гарантия тех материалов не более трех лет. Сейчас мы будем использовать новый битум и щебень плотностью до 1000 единиц. Тогда гарантия вырастет до пяти лет. А дороги с интенсивным движением, такие как ул. Ново-Садовая и Московское шоссе, прослужат минимум четыре года. Как вы знаете, дороги в Самаре находятся в зоне ответственности муниципалитета, но, как решил губернатор, часть дорог переведена в областную ответственность, так как муниципалитет не справляется со своими задачами. Мы сейчас работаем с городским округом, чтобы часть дорог забрать себе и на деньги областного бюджета их делать. Решение, мы надеемся, будет принято уже в этом году. Если мы договоримся с городом, большая часть работ будет проводиться в ночное время, чтобы по возможности не останавливать движение.
- А есть расчеты стоимости нормальных дорог для Самары?
- Опорная сеть автодорог в областном центре обойдется в 150 млрд рублей. Во время визита министра транспорта РФ мы обсуждали вариант подписания договора, по которому с 2008 года на паритетных началах из федерального и областного бюджетов будет тратиться 15 млрд на реконструкцию дорог.
- Когда планируется сдать магистраль "Центральная"?
- Официально в плане значится 2019 год, но мы хотим сроки ускорить и сдать магистраль до 2011-го, максимум до 2012 года. Также вместе с губернатором мы планируем проложить нормальную дорогу по Солнечной, чтобы было поменьше заторов, от Ташкентской до Оврага Подпольщиков. Кроме этого, я дал своим помощникам поручение изучить возможность строительства эстакады над Московским шоссе, чтобы за 15 минут можно было выехать из города по второму ярусу. При этом эстакаду планируется продать в частную собственность и сделать ее платной.
- А как вы относитесь к одностороннему движению?
-Учитывая, что в Самарском и частично Железнодорожном районах областного центра улицы расширять уже некуда, там необходимо часть дорог перевести на одностороннее движение. Но этот вопрос будет решаться уже после окончания ремонта ул. Ново-Садовой и Московскому шоссе.
- Будет ли программа реконструкции самарской транспортной системы выражена в каких-либо четких документах, прописывающих доли участия бюджетов и ответственность конкретных чиновников?
- Что касается Самары, то тут в основном работает город. Но по тем дорогам, что мы возьмем себе, мы все распишем.
- Осенью говорилось, что Самара как город-миллионник получит миллиард на дороги от федерального центра. Сейчас эти разговоры утихли. Почему?
-Дело в том, что проектную документацию по дорогам, которые планируется отремонтировать за счет этих средств, должна одобрить ТлавМосЭкспертиза". А городские власти пока в Москву, к сожалению, ни одного проекта не представили. Мы на эти деньги запланировали построить мост через Самарку - 450 млн рублей, 300 млн пойдут на магистраль "Центральная", порядка 200 млн получит город в качестве субсидий. Остальные средства будут потрачены на дорогу Самара - Димитровград - Ульяновск.
- А что вы подразумеваете под словом "дорога"?
- Хороший вопрос. Могу сказать, что сегодня ни одна дорога в Самаре не оформлена по всем правилам и не имеет паспорт. Дорога включает в себя все объекты, непосредственно прилегающие к полотну, по которому и движутся автомобили. Кстати, весь этот комплекс под названием "дорога" и подлежит оформлению. Самарские власти на эту процедуру просят у нас 160 млн рублей, чтобы оформить дороги, а потом передать нам.
- А что можно сказать о подрядных организациях? Могут ли самарские дорожники справиться со всем объемом дорожных работ в области? Или нужно будет привлекать строителей из соседних регионов?
- Наших мощностей хватит с избытком. Сегодня в области работает семь крупных компаний, занимающихся дорожным строительством, и больше десятка мелких дорожных структур. Эти конторы готовы покупать самую современную технику и осваивать новейшие технологии по ремонту и прокладке дорог. По мощностям у нас есть некоторый запас. Поэтому торги по дорожным работам проходят на конкурсной основе. Тендеры проводит Главное управление торгов Самарской области.
- Вы говорите, что в некоторых районах Самары нет возможностей для расширения дорог. Это происходит из-за того, что в придорожной зоне появляются капитальные постройки. Самый показательный пример - проспект К. Маркса, где пройдет магистраль "Центральная". А ведь кто-то дает разрешение на это строительство. Как можно оградить территории, запланированные под будущие дороги, от застройки?
- В настоящее время Минтранс готовит закон об отводе земель для дорожного строительства. Что касается магистрали "Центральная", то все сооружения в створе этой трассы являются временными, в этом нас заверяют городские власти. И сроки аренды этих построек якобы уже закончились. Так что в следующем году "Центральная" должна дойти уже до проспекта Кирова. Здесь на ее территории стоят несколько домов, но они будут отселяться в рамках действующего законодательства, а потом пойдут под снос.
- Отвлечемся от дорожной темы. Всех нас, безусловно, потрясло недавнее происшествие в аэропорту "Курумоч". Как повлияет эта трагедия на планы по реконструкции аэропорта?
- Реконструкция "Курумоча" находится в зоне федеральной ответственности. Поэтому она обязательно будет проведена в полном объеме. Что же касается неудачной посадки Ту-134, то официального заключения по аварии самолета пока нет, но предварительный анализ показал, что, скорее всего, ошибся пилот. Полоса позволяла приземлиться нормально, и техника была в исправном состоянии. Но, к сожалению, людям свойственно ошибаться.
Реконструкция аэропорта начнется в следующем году. И через несколько лет в Самаре будет один из лучших аэропортов. Все работы планируется завершить к 2010-му, в крайнем случае - к 2011 году. Сегодня "Курумоч" на 51% - государственная собственность, на 49% - частная. После реконструкции эти 49% могут остаться у частников, если они решат инвестировать средства в проект реконструкции. Если нет, то управляющая компания, которую выберет государство, возьмет кредиты, и аэропорт в любом случае будет перестроен. То есть, кто вложит деньги, тот и будет владеть новым аэропортом.
- А сколько стоит проект реконструкции?
- Порядка семи миллиардов рублей. После реконструкции "Курумоч" будет одним из самых оригинальных аэропортов в России. Управляющую компанию возглавят специалисты аэропорта Шереметьево. А Самара и еще пять аэропортов станут его филиалами. Грузы и пассажиропотоки частично пойдут через филиалы и разгрузят столичные терминалы.
Также мы планируем построить и транспортно-консолидирующий центр. Его стоимость примерно 6 млрд рублей. Надеемся, что половина этих средств будет выделена из российского инвестиционного фонда. Игорь Левитин предварительно одобрил этот проект.