17 января 2007 г.
До ЧП в аэропорту «Курумоч» у сотрудников Главного управления МЧС России по Самарской области и Самарской областной территориальной подсистемы РСЧС не было опыта ликвидации такого рода аварий. Последняя авиакатастрофа на территории области произошла более 20 лет назад, за много лет до организации службы спасения. Несмотря на это, спасатели действовали оперативно, грамотно и профессионально. О чем свидетельствует высокая оценка их работы замминистром транспорта РФ Борисом Королем, начальником Приволжско-Уральского регионального центра по делам ГО,ЧС и ЛПСБ генерал-лейтенантом Петром Третьяковым и прокурором Самарской области Юрием Денисовым. «В таких ситуациях в первую очередь мы думаем о жизнях людей. Если бы разбившийся самолет взорвался, жертв было гораздо больше. Считаю, что мы свою главную задачу выполнили», - так оценил действия своих подчиненных начальник Главного управления МЧС России по Самарской области Петр Фомин.
- Петр Матвеевич, когда вы получили сообщение о катастрофе в аэропорту, как быстро спасатели оказались на месте? Ведь «Курумоч» находится довольно далеко от Самары. А фактор времени играет в таких случаях большую роль.
- Если помните, это была суббота. Однако все сотрудники оперативной группы, занимающейся ликвидацией чрезвычайных ситуаций, были на работе. В этот день мы проводили занятия по боевой готовности. В 7.18 по местному времени я объявил оперативным группам готовность № 1. 8.48, за час до события, мы начали проводить разбор занятий и решать вопросы по устранению недостатков. Так совпало, что этим же утром проходило заседание правительства Самарской области, на котором присутствовали члены областной комиссии по чрезвычайным ситуациям. Поэтому нам не нужно было искать людей, чтобы начать координировать действия – они все были на рабочих местах.
Когда в 9.44 нами был получен сигнал от диспетчера о происшествии, мною сразу же была дана команда выехать оперативной группе в район аварии. После общего сбора в 10.30 мы выехали из Самары. Через час основные силы МЧС были в «Курумоче». Правительство прибыло в аэропорт в 11.15. Однако все это время на месте катастрофы работали сотрудники спасательно-пожарного отряда аэропорта – они тушили пожар и спасали людей.
- В чем заключалась работа основных сил спасателей?
- По прибытии в аэропорт мы сразу же оценили обстановку. К тому моменту пожар на самолете был потушен, а эвакуация людей - практически завершена. Шла полным ходом подготовка к процессу опознания погибших. Самым главным было на тот момент - собрать все документы для установления фактического количества пассажиров рейса, чтобы прокуратура могла начать расследование происшествия. Для обеспечения сохранности места катастрофы оно сразу было оцеплено.
Затем на первое место вышли задачи организации эвакуации пострадавших в больницы, обеспечения пассажиров всем необходимым – питанием, медицинской помощью. Занимались мы и распределением людей по гостиницам. Совместно с самарским министром здравоохранения Галиной Гусаровой была дана команда о развертывании медико-психологической службы. Благодаря тому, что мы работали в четком взаимодействии с психологами Центра медицины катастроф, у нас так мало пострадавших. Вообще не было ни одного случая, который мы не отработали бы вместе со специалистами этой службы. При любой аварии, которая происходила у нас в этом году – трамвай ли переворачивался или поезд сходил с рельс – они наши первые помощники. Другой важный этап – опознание пассажиров по месту проживания. Эта работа МЧС, я считаю, также оценена комиссией.
- Но почему же тогда спасателей обвиняли, что они поздно приехали? Один из пассажиров в телевизионном сюжете утверждал, что только через 20 минут после «жесткого приземления» к людям пришла помощь.
- Людей, которые это говорили, я не осуждаю. Возможно, те, кто находился в самолете, потеряли счет времени. Они были в состоянии шока. Но скажу, что сюжет, про который вы говорите, делали некомпетентные журналисты. Прежде чем давать материал на всю страну, они должны были поинтересоваться: через сколько минут воспламеняется керосин при наличии очага воспламенения? Через двадцать минут после падения самолета никого бы в живых не было. У самолета горело уцелевшее крыло. Если проследить хронологию событий, катастрофа произошла в 9.44, а уже в 9.48 пожар был локализован. Эксперты сейчас говорят, что если бы спасательно-пожарная служба опоздала, через три-пять минут самолет взорвался. И даже если бы взрыва не произошло, люди погибли от удушья. Что касается того, что оперативная группа спасателей приехала поздно, я так скажу: мы перекрыли два норматива по скорости. Уже через тридцать минут службы МЧС, которые находятся в городе, были готовы к выезду, а еще через тридцать минут они были на месте катастрофы. Притом, что дорога в аэропорт Курумоч, который находится в 40 километрах от Самары, в это время перегружена транспортом.
После этого происшествия мы подняли вопрос об оснащении парка нашего Управления авиатранспортом. Надеемся, что в ближайшее время у нас будет свой вертолет. Тогда наши спасатели смогут гораздо быстрее добираться до отдаленных мест катастроф и аварий. А правительство Самарской области собирается строить до Курумоча железнодорожную ветку.
- Значит, «сработано как надо»?
- Удалось избежать большого количества жертв, а это главное. Хотелось бы отметить, что все службы, принимавшие участие в ликвидации катастрофы, несмотря на стесненные условия, работали в полном взаимодействии и оперативно. Это все подтверждено в рапорте, подписанным замминистра транспорта РФ Борисом Королем на имя нашего министра. В нем говорится: «Настоящим докладываю, что действия сил и средств Главного управления МЧС России по Самарской области и Самарской областной территориальной подсистемы РСЧС в ходе проведения аварийно-спасательных работ при катастрофе авиалайнера ТУ-134 в международном аэропорту «Курумоч» признаны профессиональными».
Возможно, когда-нибудь об авиакатастрофе в Самаре снимут художественный фильм. Героев в нем будет много. Уцелевшие в катастрофе пассажиры рейса 471 проявили настоящее мужество, помогая своим товарищам выбраться из искореженного самолета. Мы писали об этом в прошлом номере «МК в Самаре». После завершения спасательных работ губернатор Константин Титов пообещал, что некоторые участники спасательной операции будут представлены к наградам. Тогда же стало известна история Глазычевых. В самолете среди пассажиров были два брата - четырех и шестнадцати лет. Старший выбрался из-под обломков самолета только после того, как нашел младшего брата.
После аварии братьев отправили в больницу имени Пирогова. Алексей Глазычев – 16-летний школьник из Сургута – лежал в палате вместе со своим 5-летним братишкой Сережей.
- Мы летели из Сургута в Белгород к бабушке на каникулы, - рассказывал юноша. - Мама не боялась отпускать Сережу со мной. Она психолог, научила меня, как себя вести в сложных ситуациях… Мы сидели с левой стороны. Я у иллюминатора, Cережка – рядом.
Еще Алеша вспоминал, что за несколько секунд до катастрофы почувствовал сильный страх.
- Мы шли на посадку. Все вроде бы было нормально, но все равно вдруг стало страшно. Может, это интуиция, а может, вспомнилась передача о катастрофах, которую я смотрел незадолго до каникул. Я взял Сережку за руку и крепко прижал его к себе. Он до этого капризничал. Не хотел, чтобы я его пристегивал, но я все-таки защелкнул ремень. Сразу после того, как я прижал Сережку, погас свет, и я почувствовал страшный удар. Потом я узнал из новостей, что нас тащило метров 400. А мне показалось, что от удара до остановки прошло секунды три. Может, я терял сознание? Пока нас переворачивало, я даже не успел испугаться, как следует - держал Сережку за руку. После того, как самолет остановился, мы повисли почти вверх головой. Сережка кричал от боли: он висел на ремнях, ему сдавило живот. Ногу ему завалило обломками, какими-то вещами. Я раскидал в стороны обломки, освободил брату ногу, отстегнул его. Схватил на руки, закутал в свою куртку и через разорванную обшивку выбежал наружу. Я вообще ничего не повредил: только губы себе прикусил до крови, но не помню, когда…
Когда Сережу осматривали врачи, Алексей попросил сотовый телефон и позвонил маме. Сказал, что самолет разбился, но они живы. Женщина вылетела к сыновьям первым же рейсом.
- Не думаю, что совершил что-то героическое, - подвел Алексей итог своим злоключениям. – Ведь это нормально – переживать за младших.
В больнице мальчишки пробыли недолго. После выписки Глазычевых на пару дней поселили в гостинице «Октябрьская». Перед тем, как воссоединившаяся семья уехала из Самары, руководство области и Главного управления МЧС России по Самарской области наградило Алексея за проявленное мужество памятным подарком и грамотой.
Майя Брод