16 января 2007 г.
Вопросы охраны окружающей среды для Самарской области всегда были актуальными. Большая концентрация в губернии крупных промышленных предприятий, вредных производств заметно осложнила экологическую обстановку в регионе. И даже когда в середине 90-х годов прошлого столетия часть предприятий обанкротилась и перестала работать, восстановить экологию региона естественным путем было уже невозможно. В итоге пять лет назад областные власти пришли к выводу, что заниматься охраной окружающей среды должна отдельная административная структура, которая и была создана. Сегодня можно говорить о положительной экологической динамике в регионе. О том, за счет чего она была достигнута, Репортеру рассказал министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области Александр Федоров.
- Если сравнивать экологическую обстановку в Самарской области с другими российскими регионами, то какое место губерния сейчас занимает по стране?
- Наша область, к сожалению, пока относится к экологически неблагополучным регионам. Я заявляю это, основываясь на отчетах природоохранной прокуратуры в части состояния окружающей среды. Если сравнивать нашу область с близлежащими регионами, имеющими подобную нашей структуру производства, то я могу сказать, что мы экологически хуже Татарстана и Башкирии, но лучше, чем Саратовская и Оренбургская области. Правда, если говорить о тех же Татарстане и Башкирии, то стоит отметить, что в этих республиках министерства, подобные нашему, действуют уже более 15 лет, что позволило получить определенные наработки в методологии, технологиях и контроле. Самарское же министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды было создано лишь в 2002 году. И мы сегодня в своей деятельности используем опыт министерств вышеназванных республик, а также своих московских
- За те пять лет, что существует министерство, экологическая ситуация в губернии как-то изменилась?
- Каждый год готовится подробный отчет по состоянию окружающей среды в Самарской области. Его составляют наши специалисты, основываясь на данных федеральных природоохранных органов власти, общественных организаций и предприятий, занимающихся этой проблемой. И, основываясь на данных этих отчетов, могу сказать, что в течение последних пяти лет у нас наблюдается стойкая положительная динамика. Хотя, конечно, ситуация еще далека от идеальной. Но сейчас есть серьезная заинтересованность органов власти в улучшении экологической обстановки, есть понимание со стороны бизнес-структур. Кроме того, заметно активизировались федеральные и региональные органы природоохраны. На многих предприятиях в штатном расписании появились должности заместителей руководителей по экологическим вопросам. Все больше производств переходит на систему стандартов экологического менеджмента. По этой системе сейчас уже работают ВАЗ, предприятия нефтехимического комплекса. Сегодня этим вопросом озабочены практически все предприятия, заинтересованные в работе на внешнем рынке.
- Какие вопросы входят в компетенцию Минприроды?
- Министерство занимается решением экологических проблем шести, как мы говорим, объектов. Это - воздух, вода, почва, недра, все виды отходов и особо охраняемые природные территории. Помимо этого, есть государственные полномочия в области экологического контроля и контроля за обращением с отходами. Понятно, что состояние окружающей среды характеризуется как раз уровнем загрязненности атмосферного воздуха, воды и почвы. Этот уровень показывают специально рассчитанные индексы. Например, индекс загрязненности атмосферы, сокращенно ИЗА, рассчитывается исходя из содержания в воздухе наиболее опасных загрязняющих веществ. Формальдегидов, оксидов азота и углеводородов.
Сегодня самое большое влияние на степень загрязненности воздуха оказывает автотранспорт. В выхлопных газах в большом количестве содержатся формальдегиды и диоксид азота, вызывающие серьезные заболевания у людей. И чем больше у нас выхлопных газов, чем меньше зеленых насаждений -поглотителей этих газов, тем выше риск заболеваний. Кстати, стоит отметить, что каждое растение поглощает строго определенные виды вредных примесей. С этой точки зрения наиболее полезным для городов с большим количеством транспорта является тополь - он лучше всех поглощает формальдегиды. Причем есть такие породы пирамидальных тополей, на которых отсутствует пух, так мешающий аллергикам.
- То есть жить в городах вредно для здоровья?
- Вопрос комфортного проживания в мегаполисах можно решить. Нужна продуманная градостроительная политика, основанная, в том числе, и на создании для людей благоприятной среды обитания. Есть снимки Самары, сделанные нашим Гидрометцентром, на которых видно, какие части города являются более чистыми, а какие - наиболее грязными. И все это необходимо учитывать. Где-то накладывать ограничения на хозяйственную деятельность, где-то перераспределять производственные мощности. Согласно федеральному закону, например, вокруг каждого завода должна быть санитарно-защитная зона не менее 500 метров. Если это правило не соблюдается, то мы вправе завод закрыть. Конечно, закрывать те предприятия, которые многие десятилетия активно работают, мы сейчас не станем, но необходимо строго контролировать эти производства, а именно уровень их негативного воздействия на окружающую среду. Нужно регулярно проводить обследование состояния здоровья людей, которые там работают. Это называется обеспечением экологической безопасности населения.
- С начала этого года полномочия министерства были расширены. Какие именно изменения произошли?
- Федеральным законом о разграничении полномочий субъектам федерации передано много новых полномочий, в том числе в области охраны окружающей среды. Решением губернатора в ведение нашего министерства переданы отдельные полномочия в области водных отношений и в вопросах, связанных с лесными отношениями -воспроизводством, охраной и восстановлением лесных угодий губернии. В области недропользования мы управляем вопросами добычи полезных ископаемых, а все, что связано с добычей нефти, курируют федеральные органы власти. Но главное нововведение для нас - это курирование министерством вопросов, связанных с экологическим контролем, с нормированием выбросов в окружающую среду, а также полномочия в области управления работы с отходами. В закон об экологической экспертизе были внесены некоторые изменения, однако принцип презумпции экологической опасности любого вида хозяйственной деятельности сохранился. И проведение обязательной экологической экспертизы также теперь находится в ведении субъекта федерации. В ближайшие месяцы наше министерство разработает всю нормативно-правовую базу в части проведения экологической экспертизы объектов, способных нанести урон жизни и деятельности человека.
- Можете назвать самые "болевые точки" губернии с точки зрения экологии?
- Если говорить о состоянии атмосферы в городах области, то наиболее загрязненным воздухом на сегодняшний день дышат жители Сызрани. Это связано и с наличием там большого количества различных производств с вредными выбросами, и с территориальным расположением города. А самым благополучным с точки зрения чистоты воздуха всегда был Жигулевск. Он находится рядом с заповедником, в нем не много промышленных предприятий, хорошая роза ветров, и с города просто "сдувает" грязь и пыль. Однако стоит отметить, что за последние пять лет индекс загрязненности атмосферы Жигулевска вырос вдвое - с двух до четырех единиц.
Если говорить о Самаре, то она по состоянию атмосферного воздуха вторая после Сызрани. Однако губернская столица хоть и медленно, но очищается. В 2001 году она имела ИЗА в 12 единиц и была самым грязным городом области, а сегодня она по чистоте воздуха практически сравнялась с Тольятти, Новокуйбышевском и Чапаевском, уровень загрязненности составляет около 11 единиц. К сожалению, в этих городах ситуация за минувшие годы ухудшилась. Но не так резко, как в Сызрани.
- Получается, что самый экологически проблемный город губернии - отнюдь не Чапаевск, как мы привыкли считать?
- Чапаевск, действительно, был в 1997 году отнесен к зоне чрезвычайной экологической ситуации. Но с тех пор он имеет резкую положительную динамику в части состояния окружающей среды. Если в 2001 году коэффициент загрязненности атмосферы там составлял девять единиц, то в 2006 он был вторым по чистоте воздуха городом после Жигулевска. После того как экологическое состояние Чапаевска стало объектом пристального внимания, там началось жесткое регулирование нормативов выбросов. В городе стали запускать в эксплуатацию установки, поглощающие вредные выхлопы, начали активно проводить природоохранные мероприятия и внедрять новые технологии производства. Словом, был предпринят целый комплекс мер по социально-экологической реабилитации города.
Напомню, что государство имеет право устанавливать нормативы вредных выбросов. И если какое-то предприятие их не выполняет, то его либо закрывают, либо оно вынуждено платить огромные штрафы. И любой разумный собственник задумается, что ему полезнее - платить эти штрафы или принять меры к ограничению вредного воздействия на окружающую среду. В Чапаевске, в связи с тем, что он был объявлен зоной экологического бедствия, по инициативе губернатора Самарской области действует областная целевая программа "Социально-экономическое развитие и экологическая реабилитация г.Чапаевска Самарской области", рассчитанная до 2010 года, экологические мероприятия которой реализуются в полной мере. В итоге они дали заметный эффект. Стоит отметить, что основные вложения в экологию Чапаевска в течение этих десяти лет шли, по большей части, из средств областного бюджета. Федеральные власти вложили в улучшение состояния города 13 млн рублей, а из губернской казны на его реабилитацию было потрачено 3 млрд рублей. Каждый год в эту программу вкладывается около 300 миллионов. И я считаю, что ограничиваться одними разговорами об экологически проблемных территориях нельзя. Потому что в городе, который объявляется зоной экологического бедствия, запрещается открытие новых предприятий и всякое строительство. Фактически запрещается развитие экономики. В итоге на целом городе ставится крест. И областные власти поставили задачу как можно быстрее преодолеть эту катастрофическую для Чапаевска ситуацию. Тем самым мы в 2003 году фактически дали импульс новому развитию этого города. Туда пошли инвестиции, в том числе и столичные. Конечно, у города остаются проблемы. Но и они решаемы. Сейчас там ведется замещение почвы, состояние которой тоже было крайне тяжелым. Верхние слои снимают и утилизируют.
Еще одна проблема - вода. Река Чапаевка сильно отравлена. Это не значит, что она потеряна безвозвратно, но на ее восстановление потребуется не один год. Вода в подземных скважинах, которыми снабжается город, также не отвечает санитарным нормам по части минерализации, она слишком жесткая. Поэтому сейчас по поручению губернатора и при поддержке областного правительства реализуется проект строительства в Чапаевске нового крупного водозабора "Пойменный-2", который в течение трёх лет должен обеспечить город чистой природной минеральной водой. Строительство идет в сложных технологических условиях и является достаточно капиталоемким, в этот проект будет вложено около 500 миллионов рублей.
- Вода - это, наверное,общая проблема для всех городов губернии? - Что касается водоснабжения, то в этой сфере у нас достаточно высокие нормативы и достаточно жесткий контроль. Кроме того, в ряде городов, таких как Тольятти, Новокуйбышевск, Самара, Сызрань, сейчас внедряется система ультрафиолетовой очистки воды, полностью ее обеззараживающей. Это дорогое удовольствие, но мера крайне необходимая. Единственное, чего пока нет в нашей области, так это специальных приборов, ведущих непрерывный химический анализ воды. Старая аппаратура не соответствует современным требованиям. Но этот недостаток мы будем устранять.
- А как планируется решать вопросы с утилизацией отходов?
- Законом об охране окружающей среды предусматривается
разграничение полномочий между федеральными органами власти, субъектами федерации и муниципальными образованиями. Обеспечение утилизации отходов - это прямая обязанность муниципалитетов. С начала этого года вопросы, связанные с государственным контролем в области обращения с отходами и ведения государственного кадастра в этой сфере, переданы субъектам федерации. Губернатор поручил эту работу нашему министерству. И мы вносим изменения в эту структуру будем вести кадастр отходов по видам их опасности. При этом подразумеваются не только бытовые отходы, но и производственные, все это мы будем контролировать. А вопросы непосредственного сбора и утилизации остаются в ведении муниципалитетов. И в этой части мы видим серьезные проблемы по Самаре. В городе сейчас очень много несанкционированных свалок. Нужно решать проблему либо путем строительства новых полигонов для захоронения, либо за счет переработки мусора. Причем переработку отходов необходимо ставить на коммерческую ОСНОВУ. Сейчас, например, рядом с полигонами начали ставить сортировочные станции, где мусор разделяется по категориям и отправляется на вторичную переработку. А те 20-30%, которые не подлежат переработке - например, пищевые отходы - должны либо сжигаться, естественно, с соблюдением всех норм экологической безопасности, либо оправляться на производство компоста. Для такого производства есть специальные установки, одна из них находится в Тольятти. А компост, кстати, это прекрасное удобрение для полей и огородов. Во-первых, от него нет такой пыли и грязи, как от чернозема; во-вторых, чернозем относится к государственному достоянию и должен использоваться только для выращивания продуктов питания.
Есть еще один вид перерабатывающих производств, который мы сейчас пытаемся внедрить - это мусоросжигающие заводы с выработкой тепло- и электроэнергии. Это тоже экономически интересно, к тому же мы получаем источник энергоснабжения, независимый от работы тепло- и электростанций. Инвесторами на этих предприятиях могут выступить как муниципалитеты, так и сами энергетики. Сейчас нет никакой необходимости копить горы мусора, их нужно эффективно перерабатывать.
- Насколько сейчас заинтересованы бизнес-структуры в решении вопросов экологии?
- Заинтересованы. И это нормально. Когда уровень жизни у людей растет, на первый план постепенно выходят экологические вопросы. Кому понравится жить в красивом доме, если он стоит на свалке? Поэтому сегодня диалог власти и бизнеса строится с учетом зашиты окружающей среды. Многие предприятия подписывают с областным правительством соглашения о защите экологических интересов тех территорий, где расположены производства. Например, на днях будет подписано такое соглашение по селу Богатое, где строится нефтебаза. В рамках этого соглашения нефтяники гарантируют и благоустройство территории, и непрерывный мониторинг окружающей среды - и это является одним из непременных условий эксплуатации данной нефтебазы. Сейчас разрабатывается соглашение между нашим министерством, "Тольяттикаучуком" и администрацией Тольятти о приеме предприятием на свой баланс городского канализационного коллектора очистных сооружений и обеспечении дополнительной очистки сточных вод. То есть бизнес дает муниципалитету обязательство обеспечить лучшую очистку тех вод, которые сбрасываются в Волгу. Это добровольный акт. А тех, кто не идет на природоохранные мероприятия добровольно, мы будем заставлять и принуждать. Одна из обязанностей инвесторов в нашей области - это соблюдение экологических интересов населения. Власть готова помогать бизнесу, но губить природу мы не позволим.
- А что зависит от населения в части решения экологических проблем?
- Чем больше будет гражданской активности и общественного контроля - тем лучше и быстрее будут решаться проблемы. Ведь всех проблем, особенно на тех территориях, которые далеки от Самары, мы из кабинетов можем не увидеть. И чем больше обратной связи от населения, чем больше мы будем видеть реакцию людей на наши действия - тем качественнее и эффективнее будет управляющее воздействие. И во главу угла концепции природопользования мы сейчас ставим работу министерства в полном контакте с общественными экологическими организациями, с научными организациями и с населением. Так, мы очень оперативно взаимодействуем с Самарским областным социально-экологическим союзом, который осуществляет общественный экологический контроль. Ежедневно сюда по "зеленому" телефону 266-16-69 поступают обращения жителей губернии о нарушениях. Кроме того, работает "горячая" линия "Росприроднадзора" по Самарской области, где тревожные звонки с мест принимают по телефону 332-90-90.
Елена Переснухина