17 января 2007 г.
В рамках национальной программы «Образование» в самарских школах проходят общественные презентации инновационных проектов. В числе претендентов на получение гранта и школа №63 имени Николая Мельникова.
Этот день в школе № 63, где ученики углубленно изучают отдельные предметы, где традиционно приоритетными считаются математика и физика, был суетным и полон событий. Утром здесь прошел отборочный тур Всероссийского конкурса-игры по математике «Кенгуру-2007». В полдень в актовом зале собрались члены общественного Совета, почетные гости, учителя, родители и старшеклассники. Программа презентации включала показ видеороликов, знакомство с работой школы по внедрению инновационных технологий в образовательном процессе, экскурсию по школе, фрагментарное посещение уроков, мастер-классы и круглый стол. Прежде чем дать оценку, членам комиссии пришлось в буквальном смысле потрудиться. В течение трех часов педагоги муниципально-образовательного учреждения посвящали их в свои инновационные разработки, рассказывали о последних успехах учеников, а после, в демонстрационных целях, провели по классам.
Справка
Критерии отбора школ-претендентов определяются таким образом: Во-первых, не каждая школа может участвовать в конкурсе. К примеру, она должна обязательно являться самостоятельным юридическим лицом. Иметь лицензию и госаккредитацию. Не пройдет конкурс и учебное заведение, где чисто армейская система: командуют только директор и завучи. В школе обязательно должны быть органы общественного соуправления. Еще один критерий отбора: разработана, утверждена и действует программа развития школы, а также учебное заведение является методическим или ресурсным центром для других образовательных учреждений в городе. Даже очень хороший коллектив, но замкнутый только на себя, не имеет шансов. И еще. Без компьютерного класса тоже в конкурс не пропустят. Все это условия вхождения в игру. На этом этапе многие отсеются.
На втором этапе требования к конкурсантам еще выше. К примеру, как оценивается "использование современных образовательных технологий, в том числе информационных". Если учитель работает, как в XIX веке: ученики за партами в ряд, он что-то диктует или пишет на доске, и нет даже намека на проектную или групповую работу, - он не выиграет гранта. Попросту говоря, отремонтировать туалет или спортзал - это, конечно, вещь хорошая. Цели развивающегося в ногу со временем учебного заведения должны быть более значимыми: "сочетание принципа единоначалия с демократичностью школьного уклада"; "участие в муниципальных, региональных, федеральных конкурсах, фестивалях"; "создание условий для внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования".
Поскольку нет каких-то универсальных "измерительных линеек", центральным становится принцип экспертизы. Школы предоставляют о себе данные. Их внесут в таблицы со строчками - критериями и столбцами - очками. После этого будет выведен рейтинг школ.
О составе жюри. В каждом регионе имеется совет по приоритетному национальному проекту "Образование". Этот орган формирует региональную рабочую группу, в которую, в первую очередь, входят гражданские институты. Например, ассоциации выпускников школ, экспертные сообщества, совет руководителей техникумов, объединения работодателей, родительские комитеты. Они и осуществляют экспертизу. Управленцев от образования в Совете единицы. Сделано это для того, чтобы чиновники не лоббировали "свои" школы.
Школа имени Мельникова
На презентациях всегда показывают лучшее. Но те, кто знает не понаслышке, что собой представляет самарское среднее образование, согласятся: МОУ № 63 по многим параметрам достойно гранта. Во-первых – школа с традициями. Во-вторых, имеет статус учреждения, уже много лет успешно занимающегося освоением новых методик и отработкой новых технологий обучения.
Сегодня это уже – не просто школа с углубленным изучением ряда предметов, это городская и региональная экспериментальная площадка по внедрению инновационных образовательных программ и проектов. Таких, как «Основы проектной деятельности». На базе 63-й школы ежегодно проходят педагогическую практику студенты Самарского государственного педагогического университета, социально-педагогического колледжа и филиала Московского городского педагогического университета. В школе есть и ученический совет и психологическая служба, и ведется разносторонняя внеклассная и досуговая работа. При этом видна отдача. За последние три года 255 учащихся стали призерами различных олимпиад и конкурсов. Эти ребята – особая гордость педагогического коллектива. Так, ученик 11 класса Слава Водянов привез с первых Всероссийских юношеских чтений им. С.П.Королева медаль и диплом, а третьеклассница Саша Алиева скоро отправится в город Сочи на Всероссийское первенство по шахматам.
На заре компьютерной эры школа первая в городе сделала информатику профилирующим предметом и внедрила революционную по тем временам методику и технологию «дифференцированного обучения учащихся в компьютерной среде». Как здесь говорят, благодаря бывшему директору школы. Элла Степановна Баранкина, кстати, до сих пор принимает участие в жизни школы, переживает за нее. Вот и на презентацию пришла поболеть за «своих». Что еще можно сказать? Что до всех министерских программ ученики школы («Спасибо за это родителям, - подчеркнула нынешний директор Надежда Михайловна Попова.), чуть ли не первыми в Самаре получили доступ в Интернет. И прочее, прочее, прочее…
Спектр новаторских проектов и деятельности педагогического коллектива настолько широк, что его невозможно охватить в одной статье. Но в любом случае без исторического экскурса не обойтись. Иначе не понять, откуда у учителей 63-й такая страсть к экспериментам.
Биография школы № 63 - длиной почти в два столетия. Истоки ее нужно искать в 1825 году, когда в Самаре открылось уездное двухклассное училище на Хлебной площади (сегодня здесь расположена больница № 7). В свое нынешнее здание на Степана Разина,45 школа переехала в 1932 году. В 36-м – это уже образцовая средняя школа № 63. Во время войны ее выселяли - в здании размещался госпиталь. В школе до сих пор помнят, что в школьной столовой за перегородкой жила с мамой. Лиля Федоровна Гусакова, работавшая учительницей немецкого языка и зам.директором,
То, что в новый век школа вошла как учебное заведение с углубленным изучением физики, математики и информатики – немалая заслуга заслуженного учителя России, почетного гражданина города Куйбышева, участника Великой Отечественной войны Николая Ивановича Мельникова. Именно с приходом в 62-м году нового учителя физики связывают второе рождение школы.
О Николае Ивановиче до сих пор ходят легенды. Бывшие ученики и коллеги говорят о его уроках, как об удивительном путешествии в мир «очевидного-невероятного», вспоминают, что в школу учитель приходил за час - и так все 46 лет своей педагогической жизни. Кабинет физики Мельникова был лучшим в городе, где слово "мыслить" – зримо и незримо витало все годы работы легендарного учителя. А еще о том, что 26 лет на общественных началах Николай Иванович руководил школьной радиостанцией и радиоклубом "Электрон". Позывные этой станции были знакомы многим радиолюбителям нашей страны и далеко за ее пределами. Болгария, Чехословакия, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Югославия, Куба, Канада, Япония, Новая Зеландия, Шпицберген, Замбия - вот лишь часть пунктов, в которые радиолюбители школы отправляли свои "визитные" карточки с известными в эфире позывными УА4КНТ в знак того, что связь установлена. Кружковцы много раз экспонировали свои изделия на областных выставках радиолюбителей и неизменно завоёвывали первые места, успешно выступали во всесоюзных и международных соревнованиях коротковолновиков. Вряд ли сумели бы ребята построить радиостудию, если бы не глубокие знания по физике и электронике, приобретённые ими в школьных классах и лабораториях.
После смерти Николая Ивановича в 2002 году городская Дума пошла на встречу просьбам учителей и учеников и официально присвоила школе № 63 его имя.
Время вперед
Мельников поднял планку обучения и воспитания ребят до недосягаемой высоты. Опустить ее – значит потерять все, что было создано педагогическим коллективом за долгие годы. Школа выстояла и выжила в самое сложное время. Финансирования в начале 90-х практически не было, а соблазны искушали. Можно было в угоду конъюнктуре перепрофилироваться в образовательное учреждение с экономическим уклоном (тем более, на базе школы имелись экономические классы). Или готовить будущих юристов. Но все-таки базисным осталось физико-математическое направление.
С 63-года, с момента, когда был надстроен 3-й этаж, школа не ставилась на капитальный ремонт. Во времена нового НЭПа даже на косметический денег ужу не было. Прежде ремонтом занимались шефы. «Волготанкер» и 5-е производство «ЗИМа». Потом производства от балласта избавились, и образовательное учреждение пустилось в свободное плавание. Выручили опять же родители. Они вообще никогда не отказывали в помощи школе.
Сегодня здесь есть и компьютерный класс, и новый методический кабинет, где также проходят занятия по отработке школьных проектов. Несмотря на то, что занятия идут в две смены из-за нехватки аудиторий, никто из учеников и родителей не ропщет. Понимают, другой такой школы им не найти.
После презентации я поинтересовалась у Надежды Михайловны Поповой, почему образовательное учреждение только в этом году заявило о своем участии в конкурсе? Ведь выиграть миллион рублей можно было еще год назад? Тогда национальная программа «Образование» только стартовала, и желающих было не немного, не то, что в этом году, когда претендентов на получение гранта около 34, при чем пять учебных заведений идут повторно.
- Прежде чем заявить о себе, мы должны были сначала посмотреть, что из себя этот конкурс представляет, - объяснила директор. - Должны были созреть. Ведь иногда после участия в каком-либо профессиональном соревновании наступает такое опустошение. Ты понимаешь, что у тебя есть нужный материал, что коллектив делает много по данному направлению, но где-то не так себя преподнесешь, не так обыграешь, упустишь и в результате - проигрыш. Психологически это очень действует.
Хотя, казалось, какие у коллектива 63-й могут быть комплексы? Это учебное заведение традиционно сильно своими педагогами и не только физико-математического уклона. Имена учителей-филологов школы не менее известны в Самаре. Наталья Николаевна Шевченко – один из лучших преподавателей английского языка в городе и лучший классный руководитель школы. В этом списке - бессменные руководители педпрактики, словесники Нина Николаевна Курдыш и Надежда Александровна Афанасьева.
Впрочем, у школы, несмотря на ее высокий статус, проблемы те же, что и во всей отечественной системе образования. Финансирование и заработная плата, естественно, главные. Нехватка молодых кадров – третья беда. Средний возраст учителей в школе – 45 лет. Молодых специалистов в коллективе – 5 человек. Нагрузка учителей год от года увеличивается. 34-36 учебных часов стало нормой, а прежде считалось - 18-27 часов. При этом педагогам нужно держать на уровне и качество обучения, заниматься совершенствованием учебного и воспитательного процесса, творить и осваивать вместе с учениками новые информационные технологии.
- Сегодня нам уже нужен неограниченный доступ в Интернет, - говорила Надежда Михайловна, объясняя для чего школе нужны грантовские деньги. - Мы хотели бы, чтобы в каждом классе был интерактивный проекционный экран, чтобы в любой момент ученик мог войти в информационный центр нужного ему музея, библиотеки или архива. Допустим, учитель русского языка и литературы в рамках 420-летия города Самары делает проект «Люблю свой край родной». Благодаря новым технологиям, ребята смогут на расстоянии получить необходимую для себя информацию, просмотреть видеоролики.
Современная школа все больше становится похожа на научно-исследовательский институт. Учителя и ученики запросто оперируют такими понятиями, как модуль, методология, информационно-коммуникационные технологии, интернет-проекты. Наверное, в этом и заключается прогресс в образовании … И все-таки, новаторам не стоит забывать, что главные критерии оценки труда учителя не изменились - это не только образованность учеников, но богатство их духовного мира. Уважительное отношение к своим педагогам, к традициям и истории школы бывших и нынешних учеников – из этой категории и лучшая рекомендация.
РИА "Самара"