15 января 2007 г.
Новый законопроект вернет российский ритейл в прошлое.
Российское правительство совместно с Минэкономразвития разрабатывает версию федерального закона о розничной торговле. В случае ее принятия парламентом новая редакция закона внесет серьезные ограничения в практику
отечественных ритейлеров. Кроме того, депутаты Госдумы РФ выступили с инициативой создания системы контроля, аналогичной "алкогольной" ЕГАИС, для учета всех товаров, продаваемых на территории России.
Версия федерального закона о розничной торговле, разрабатываемая правительством РФ совместно с Минэкономразвития, в случае ее принятия парламентом может внести серьезные ограничения в работу российских ритейлеров.
С помощью новой редакции закона государство сможет устанавливать нормативную долю товаров российского производства в структуре товарооборота сетей в качестве поддержки отечественных производителей.
Владимир Рыжков, директор самарского филиала ТД "Перекресток", недоумевает по поводу того, как и кто будет рассчитывать эту нормативную долю. "Ассортимент гипермаркета "Перекресток" насчитывает более 35 тысяч наименований. Нужна специальная компьютерная программа, выделяющая российский товар. А что читать таковым? Например, "Пепси-кола", произведенная в Самаре, - это Россия? Если да, то звучит странно, по меньшей мере: "Пепси-кола" - российский товар, - комментирует Владимир Рыжков. - Если считать долю в товарообороте, то как мы, ритейлеры, это обеспечим? Если вы покупааете импортный товар, а не местный? Ну не пьет значительная часть покупателей вина Кубани, отдавая предпочтение винам Франции".
Сергей Баринов, президент Самарской алкогольной ассоциации, считает эту законотворческую инициативу прямым нарушением законных прав и интересов как продавцов, так и покупателей. "Это не что иное, как искусственное ограничение конкуренции. Пожалуйста, производите товары более дешевые и более высокого качества, - заявляет Сергей Баринов. - А уж если государство или региональные власти намерены поддержать своего производителя, то это можно делать путем предоставления экономических, налоговых льгот. Но никак не за счет потребителя, сокращая ассортимент предлагаемых товаров".
Другой радикальной мерой предлагаемой разработчиками, является введение определения доминирующей торговой компании. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность на рынке услуг розничной торговли, доля которого на этом рынке превышает 4%. Так же в тексте документа указано на то, что необходимо "определить пороговое значение по количеству торговых объектов принадлежащих крупным торговым сетям и представителям малого и среднего бизнеса, на территории административно-торгового образования". По словам Владимира Рыжкова, это означает возвращение в советскую действительность. "Это значит - нет гипермаркетам, нет супермаркетам. Это значит - нет современным технологиям торговли. Это значит - наплевать на покупателя", - возмущается г-н Рыжков Сергей Баринов говорит о том, что в результате проведения данных мер возможно дробление крупных компаний на ряд более мелких. "Как следствие - увеличение затрат на содержание вместо одного нескольких административных аппаратов и включение дополнительных затрат в себестоимость товаров и услуг", - сообщает президент Самарской алкогольной ассоциации.
Законопроектом также предлагается 'Установить запрет для торговых организаций по навязыванию дополнительных услуг поставщикам", на "взимание средств, не связанных непосредственно с оказанием услуг по торговле товарами" и "взимание платы с поставщика за право осуществлять продажу товаров в торговой организации" ("входной билет"). Ольга Петрова, аналитик-маркетолог торговой сети "Южный двор", считает, что запрет "входного билета" в первую очередь негативно скажется на самих поставщиках. "С помощью взимания дополнительных средств с поставщиков торговые сети страхуют свои риски, связанные с возможными издержками при поставках товаров. Если их запретить, то возмещение убытков ляжет на плечи поставщиков", - заявляет Ольга Петрова. Впрочем, прямой запрет "входных билетов" может обернуться лишь изменением ряда формулировок в "рыбах" договоров ритейлеров с поставщикам Нынешняя редакция проекта закона о рознице также предполагает обязанность торговых предприятий предоставлять - по утверждаемому федеральным правительством перечню - статистику органам исполнительной власти. А последние будут вести статистичетический мониторинг цен, товарных запасов и оборота в торговле. При этом органы местного самоуправления будут наблюдать за состоянием рынка товаров и услуг на территории муниципального образования, а также вести реестр предприятий ритейла и общепита. По мнению Ольги Петровой, тот объем ин формации, который компаниям нужно будет предоставлять, по требует сложной и длительной обработки. "Я думаю, что статистику представители исполни тельной власти будут анализировать только первые месяцы, а потом закон перестанет работать", - комментирует аналитик торговой сети "Южный двор". Напомним, что тема законодательного ограничения рынка ритейла уже была озвучена официально в мае 2006 года на заседании федерального правительства. Тогда глава Минэкономразвития Герман Греф предложил запретить работу крупных супермаркетов после 18:00 или 19:00, а разрешение на торговлю в эти часы выдавать только небольшим магазинам. При этом министр не уточнил, как обеспечить рост налоговых поступлений от мелкорозничной торговли, чтобы компенсировать бюджету доходы, недополученные от сетевого ритейла из-за проведения подобных мер.
Некоторым представителям крупных торговых сетей может показаться, что готовящийся революционный законопроект -плод коварного сговора крупных поставщиков. Впрочем, инициировавшие разработку столь серьезного документа поставщики вполне еще могут столкнуться с мощным и не менее коварным противодействием ритейлового лобби на стадиях согласования законопроекта, его прохождения в парламентских комитетах и, наконец, на этапе его принятия думой.
Кроме того, депутаты Госдумы РФ выступили с инициативой создания Единой системы федеральной идентификации товаров (ЕСФИ), все особенности функционирования которой они намерены прописать в базовом законе о торговле. В общих чертах ЕСФИ напоминает недавно созданную Единую государственную автоматизированную систему (ЕГАИС призванную следить за оборотом спирта в стране. По мнению депутатов, внедрение ЕСФИ позволит государству упорядочить весь товарооборот на территории России. Для того чтобы она заработала, производители и торговые сети должны перейти на единый стандарт маркировки товара. Сейчас товар не всегда содержит весь объем необходимой информации.
По сути, депутаты предлагают автоматизировать учет товаров. Однако в отличие от "алкогольной" ЕГАИС, для включения в которую требуется специальное программное обеспечение, участникам ЕСФИ предоставляется свобода в выборе средств нанесения информации на товар в рамках установленного техрегламента. Производители и продавцы могут делать это любым способом, но обязательно пригодным для электронного сканирования.
При продаже товара все данные попадают в Федеральную налоговую службу, которая фиксирует не только факт продажи, но и компоненты добавленной нематериальной стоимости (акцизы, авторские отчисления, лицензионные выплаты и другие составляющие, формирующие стоимость товара), распределяя эти суммы между получателями. Таким образом, внедрение системы позволит перейти от анонимной торговли к автоматизированной.
Эксперты считают предложенную систему учета товаров разумной, но ее введение болезненным для рынка розничной торговли. "Сама по себе система идентификации товаров (как ЕГАИС, так и ЕФСИ), - безусловно позитивный шаг к цивилизованному и прозрачному рынку, - заявляет Сергей Баринов. - Мы неоднократно высказывались о том, что ЕГАИС является очень эффективным инструментом в вопросе контроля над легальностью происхождения товара. Однако не могу не высказать опасений по поводу болезненности введения подобных систем". По словам президента Самарской алкогольной ассоциации, практика предприятий алкогольной отрасли показывает, что невозможно в одночасье безупречно отладить работу подобной глобальной системы. "Следовательно, нужен либо какой-то период для регулирования системы, либо потребитель снова столкнется с пустыми полками, что мы все наблюдали на алкогольном рынке менее года назад", - заявляет г-н Баринов. По мнению Владимира Рыжкова, в ЕСФИ будет заложена масса непродуманных, непросчитанных норм, которые трудно выполнить. "Это станет благодатной почвой для осуществления проверок, штрафов, поборов и т.д. Естественно, это увеличит затраты поставщиков, ритейлеров, а в конечном счете -цену товара", - сообщает директор самарского филиала ТД "Перекресток". В переходе на единый стандарт маркировки г-н Рыжков каких-либо трудностей не видит. По его мнению, это еще одна причина роста цены товара. По мнению Сергея Баринова, в этом случае могут возникнуть сложности технического характера, связанные с перестройкой оборудования, приобретением, установкой и отладкой дополнительных технических средств. Плюс к этому - подготовка специалистов и дополнительные трудозатраты.
Таким образом, введение ЕСФИ неизбежно для российского ритейла. Но остается лишь надеяться, что опыт внедрения системы учета алкогольной продукции поможет избежать кризиса в розничной торговле и пустых полок в магазинах.
www.expert.ru