15 января 2007 г.
Проблема автострахования становится особенно актуальной в зимний период. Как показывает практика, страхование автотранспорта по КАСКО еще не гарантирует ему своевременного и полного возмещения ущерба при наступлении страхового случая. А найти виновную сторону зачастую очень непросто. Российские особенности автострахования клиент самарского филиала страхового общества "РЕСО-Гарантия" Надежда Ларина смогла оценить на собственном опыте. Как рассказала госпожа Ларина Репортеру, она застраховала свой автомобиль "5игиК1 Сгапй УЛага" по КАСКО в страховом обществе "РЕСО-Гарантия", при этом срок действия полиса был установлен с 1 марта 2006 года по 28 февраля 2007 года, а страховая премия составила $1377. По мнению Лариной, автомобиль которой пострадал в ДТП, при наступлении страхового случая со стороны страховой компании были допущены нарушения условий договора. Во-первых, компанией не были соблюдены сроки выплаты: по правилам добровольного страхования средств автотранспорта страховщик обязан выплатить деньги страхователю в течение 20 дней. Последнюю бумагу страховой компании клиентка предоставила 25 октября 2006 года, а ущерб ей компенсировали только 16 декабря. Во-вторых, как утверждает представитель Надежды Лариной Илья Хенкин, сумма, предложенная "РЕСОТаранти-ей" в качестве компенсации его клиентке, значительно меньше, чем та, что указана в акте выполненных работ официального дилера "Альфа-центр". В договоре прописано, что неотъемлемой частью полиса является пункт, согласно которому "выплата страхового возмещения по риску "Ущерб" производится по ценам официальных дилеров по данной марке". В итоге госпоже Лариной вместо 165 тыс. рублей, указанных в акте выполненных работ, выплатили 142 тыс. рублей. Как заявил Репортеру Илья Хенкин, по этому поводу уже написано обращение в комитет по защите прав потребителей, в Росстрахнадзор и исковое заявление в суд.
Сложившуюся конфликтную ситуацию в ОСЛО "РЕСО-Гарантия" Репортеру прокомментировал начальник отдела рассмотрения претензий филиала ОСЛО "РЕСО-Гарантия" города Самары Григорий Шепи-лов. По его словам, страховая компания производит выплату, используя стоимость нормо-часа и запчастей официального дилера и нормативы указанных работ завода-изготовителя по данной марке. "В данном же случае работы, проведенные дилером, и стоимость запчастей не соответствовали нормативам завода-изготовителя. Также необоснованно была произведена замена некоторых деталей", - пояснил господин Шепилов. Поэтому данный страховой случай потребовал дополнительного времени для рассмотрения. Этим страховщики объясняют и небольшую задержку по платежу и меньшую, чем указанная в акте выполненных работ официального дилера "Альфа-центр", сумму выплаты. "Страховая компания всегда готова произвести выплату, но сумма должна соответствовать проведенным работам. Мы не можем выплатить сумму за оказанные услуги, указанную дилером, если она очевидно выше той, которая требуется для устранения неполадок в связи со страховым случаем. Можно понять и клиента, оплатившего ремонт. Подобные проблемы сегодня возникают нередко, и фазу говорить о вине страховой компании некорректно", - убежден Григорий Шепилов.
Однако председатель президиума коллегии адвокатов Самарской области №40 Вячеслав Толстое отмечает, что если страховая компания ставит условие, что выплаты будут производиться по ценам официальных дилеров, то она должна обеспечить приобретение запчастей. "Если же гражданин уже затратил средства и есть официальные документы, подтверждающие это, деньги должны быть возмещены в полном объеме. Думаю, что в подобной ситуации клиент может подать судебный иск, прописав, что все затраты должны быть возмещены в полном объеме, шансы выиграть дело велики", - считает адвокат.
"В российской практике участились случаи, когда страховые компании не торопятся выполнять свои страховые гарантии по добровольному и обязательному автострахованию, если есть возможность усмотреть нарушение, - отмечает начальник юридического отдела Союза потребителей Самарской области Алексей Логинов. - Ведь если речь идет о сравнительно небольшой сумме, многие из пострадавших не пойдут в суд, а сами заплатят эти деньги. Даже при условии, что клиенты, обратившиеся в суд, выиграют дело и страховщик должен будет заплатить не только страховую выплату, но и проценты за пользование чужими денежными средствами, оплату услуг представителя, он по совокупности все равно останется в плюсе, чем если бы заплатил всем пострадавшим клиентам".
Адвокат КА "Эгида" Вячеслав Яблоков подчеркивает, что нередко страховые компании полностью или частично отказывают своим клиентам в выплате по КАСКО. Обычно это случается, если процентное соотношение суммы к стоимости автомобиля низкое - 2-3%. "Из-за этого происходит около 70% невыплат, - уверен адвокат. -Если сумма сравнительно небольшая, решать вопрос в судебном порядке захотят немногие - услуги юриста стоят дорого, а клиенту придется провести много времени в суде". А поводов для отказа, по словам Вячеслава Яблокова, у страховщиков несколько, например, многие водители не знают правил обращения в страховую компанию при наступлении страхового случая, а они достаточно жесткие. Формальное нарушение этих правил и может послужить основанием для отказа в выплате.
Юлия Паздникова